Немного биографии.
Там поступил в школу рабочей молодежи. Одновременно был на Невском заводе грузчиком и сколачивал ящики на местной овощебазе. Затем — на деревообрабатывающем заводе столяром и станочником в три смены. Но труднее всего пришлось на Домостроительном комбинате, где над ним издевались из-за его национальности, заставляли выполнять самую тяжелую работу, били, воровали у него завтраки и вещи. Немало пережил провинциальный паренек в культурной столице, которую вскоре, однако, вынужденно покинул. По комсомольской путевке наш земляк направился на восстановительные работы в Ташкент. "И там мне пришлось хлебнуть нового лиха, — вспоминает Салих Садекович, — но я не жалею об этом". Через три года он вернулся в Ленинград, поступил на заочное отделение вуза, вскоре устроился на рефрижераторные поезда механиком, затем стал начальником состава.
Три года работал по контракту в ГДР — обслуживал холодильное оборудование в магазинах военных городков, где базировались советские войска. Вернувшись на родину, до самой пенсии трудился на рефрижераторных поездах.
Казалось бы, вполне обычная биография средне статистического гражданина нашей страны. Однако в данном случае вторая сторона медали гораздо более яркая. Салих Садекович – человек с активной жизненной позицией, неравнодушный ко всему происходящему вокруг, много делающий для установления братских отношений между народами.
С.С. Габадуллин состоит в Союзе Офицеров России, член Академии русской словесности и изящных искусств им. Державина при Союзе писателей Северо-Запада. Награжден медалями "Ветеран труда", "За веру и верность", "За заслуги перед Санкт-Петербургом", "Медалью Юрия Гагарина. 50 лет космонавтики", "За вклад в развитие ислама в регионе".
"Душевность, искренность, открытость образов".
Салих Габадуллин — человек с разносторонними интересами, глубоко и глобально мыслящий, активный, деятельный и… творческий. В свет вышли два сборника его стихов. Читая эти книги, словно пролистываешь страницы его жизни. В них — вся судьба, духовные искания и душевные переживания поэта. Он пишет о себе, жизненных перипетиях, близких ему людях и человечестве в целом, родине, малой и большой, прошлом и настоящем, памятниках культуры и истории…
Обширна география его поэзии — Стамбул, Германия, Париж, Казань, Кисловодск, Санкт-Петербург, Царское Село, Гатчина, Крым, Нижний Новгород, Шахунья… Строки пестрят именами известных людей: Омар Хайям, Тохтамыш, Кочубей, Минин и Пожарский, А. Асадуллин, Кадыров, Гумилев… Как сказал в рецензии на вторую книгу С. Габадуллина "Диалог с судьбой" член Межрегионального Союза писателей Камиль Яфаров, в поэзии нашего земляка есть "сбои в ритме и размерах, но они с лихвой покрываются душевностью, искренностью, открытостью образов".
Его стихи — это автобиография, исповедь, учебник истории… Он рассказывает о своем роде, трех дядьях, которые "из раскулаченных, в бега из-под Казани подались" и осели в Шахунье. О городе детства вспоминает так: "Ни церкви, помню, ни мечети, Лишь деревянные дома, Пропахшие смолой столетий, — Лишь центр каменный едва…". А вот и он сам, мальчишка-мечтатель, воображающий себя гусаром, мушкетером, покоряющий норовистых орловских рысаков. "И странствий дальние просторы в воображеньи постигал", словно пророчил Салих себе многочисленные путешествия по бескрайним просторам России и увлекательно-познавательные поездки за границу.
Интересны образы, которые рисует поэт, обороты речи. О Париже он пишет так: "В туманной, импрессионистской Весь город в дымке был росистой…". Преданный почитатель искусства, пытливый путешественник, в стихотворении "Лувр" С.С. Габадуллин признается: "От древних барельефов Вавилона И статуэток из египетских гробниц — До статуй Микеланджело, Гудона Всему искусству кланяюсь я ниц". Воспевает Крым, вспоминая историю полуострова и акцентируя внимание на том, что места эти вдохновляли многих писателей и поэтов: "Здесь Пушкин как-то проезжал с Раевским, Здесь жили Чехов, Грин, Волошин, Мандельштам, И южный берег в изумрудных перелесках Их строки и шаги запоминал…".
Поэт не может, сидя у телевизора, спокойно наблюдать за тем, что происходит на Украине. Вся его боль — в стихах: "Остановитесь, призываем вас! История дает последний шанс! Пусть будет мир и оживет Донбасс!".
Плечом к плечу.
Он безмерно предан своему народу, традициям, вере. Многое делает для сохранения татарской культуры. Ярко, эмоционально, смакуя каждую деталь, С. С. Габадуллин пишет, например, о национальном празднике:
Когда весенний сев прошел –
Тогда народ ликуй!
И сбор труби на праздник наш,
На славный Сабантуй!
Майдан побольше выбирай,
Ставь сцену и шатры,
И полотенце поднимай
На шест как знак Игры…
На сцене — девичьи хоры
Все в шелке, в бирюзе,
Монеты в косы вплетены,
И калфаки в звезде…
Накрыты с яствами столы,
Дымится плов горой,
И сласти, сдоба, пироги –
Здесь будет сыт любой!..
В творчестве Габадуллина немало стихотворений посвящено мусульманским святыням: и тем, где он бывал во время заграничных путешествий, и российским. О мечети в Петербурге он говорит: "Стоит мечеть сторожевая В округе северных камней, Но для меня она родная, И в пятницу иду я к ней… Оставив обувь у порога, Сажусь на мягкие ковры, В потоках света голубого Внимаю голосу муллы…".
Салих Садекович — прекрасный собеседник, он заводит знакомства с людьми разных национальностей и в своем творчестве с удовлетворением отмечает, что, скажем, в Казани "и православие с исламом Здесь уживаются без драмы…" А в предисловии к своей первой книге автор пишет: "Надеюсь, что эта книжка послужит углублению взаимопонимания между народами России".
Не зря же наши предки всем миром, всем народом вставали на защиту великой Руси-матушки. В том числе Минин и Пожарский, памятник которым есть в Москве и на Родине ополчения. Вот как описывает его наш земляк:
…Все так же Минин восстает
С призывно поднятой рукою
И словно меч передает
Пожарскому в поход суровый.
Одной рукой он держит меч,
Другой на круглый щит перся,
И встать готов уже на сечь,
Но все сидит в звенящей бронзе!
Пожарский — русский, Козьма
По крови, говорят, татарин,
Но ополчения размах
И вместе на борьбу поставил.
Так и остались на века
Посадский Минин,
князь Пожарский
Плечом к плечу, к руке рука,
И им Россия благодарна.
Стихи петербуржца С.С. Габадуллина много раз печатались на страницах "Русского слова", в газетах "Огни гавани", "Минбар", "Нур". Название последней, кстати, с татарского языка переводится как "луч", что применительно к нашему поэту-земляку очень символично: чем больше ярких лучиков у каждого народа, тем теплее взаимоотношения, теснее дружба, основанная на общей истории, любви к прекрасному. Тем сильнее наша Россия, ведь она едина тогда, когда мы живем в мире и согласии. Именно об этом мечтает и Салих Габадуллин.