Предприниматели г. о. г. Шахунья, а также физические лица, планирующие открыть свое дело, 31 октября были приглашены в малый зал Шахунского Дворца культуры на круглый стол "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
В мероприятии приняли участие всего 18 человек. Возможно оттого, что в этот день на улице была плохая погода (дороги замело снегом). Даже спикеры из Нижнего Новгорода по этой причине задержались на полчаса. Вначале директор АНО "Шахунский центр развития бизнеса" А.С. Вихарева, выступавшая в качестве модератора, предоставила слово для приветствия председателю Совета депутатов г.о. г. Шахунья О.А. Дахно. Он подчеркнул значимость нацпроекта, в рамках которого проходит круглый стол, и пожелал его участникам эффективной работы.
Что такое "факторинг"?
С таким вопросом обратился к присутствующим директор Нижегородского представительства факторинговой компании (НФК) Юрий Алексеевич Конев. Не услышав ответа, стал выяснять, в какой сфере бизнеса трудятся участники круглого стола. Затем пояснил значение термина "факторинг". В переводе с английского это слово означает "посредничество". На практике — комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Как выяснилось, среди наших предпринимателей таких немало.
Основная деятельность факторинговой компании, представителем которой является Ю.А. Конев, — кредитование поставщиков путем выкупа краткосрочной дебиторской задолженности, как правило, не превышающей 180 дней.
Поставщики товаров (услуг) часто сталкиваются с выбором — работать по предоплате или предоставлять отсрочку платежа? В первом случае можно лишиться части клиентов, во втором — средств для финансирования текущей деятельности. По словам Конева, сохранить в данном случае золотую середину поможет факторинг, являющийся формой товарного кредита.
Спикер круглого стола познакомил шахунских предпринимателей со схемой факторинга, его этапами, видами (акцентировав внимание на закупочном факторинге), продуктовой линейкой. Причем комментарии давал, используя конкретные примеры из практики. Было сделано сравнение факторинга и других финансовых инструментов, таких как оборотный кредит и овердрафт по следующим ключевым параметрам — доступность, дополнительные услуги, объемы финансирования и оценка рисков. В каждом случае факторинг "превосходил" своих соперников.
Ю.А. Конев заметил, что до недавнего времени факторинг был ориентирован на крупный бизнес с большими объемами производства, сейчас по велению времени им с успехом могут воспользоваться представители малого и среднего.
О процессах "выращивания".
Оказывается, выращивать можно не только овощи, фрукты и цветы, но и… поставщиков товаров и услуг. В этом участников круглого стола убедила руководитель департамента по работе с государственной властью АО "Единая электронная торговая площадка" Мария Агафоновна Макарова, выступившая с докладом по теме "Внедрение процессов "выращивания" поставщиков с использованием методики АО "Корпорация МСП" в Нижегородской области". В данном случае аббревиатура "МСП" обозначает — "малое и среднее предпринимательство".
Программа "выращивания" поставщиков стартовала в нашем регионе в июле этого года. Четыре предприятия уже стали ее участниками. Она включает комплекс мер, оказывающих субъектам МСП финансовую, имущественную, информационную и маркетинговую поддержку в виде лизинга, льготного кредитования, сертификации в целях стимулирования их развития в качестве поставщиков при осуществлении закупок товаров (услуг) крупнейшими заказчиками.
М.А. Макарова назвала основные инструменты поддержки предпринимателей: информационный, консультационный, маркетинговый, финансовый (кредиты, субсидирование, лизинг). Цель "выращивания" — увеличение количества активных, экономически стабильных субъектов МСП, выпускающих конкурентоспособные товары и услуги.
Но стать участником программы не так-то просто: после подачи заявки необходимо пройти квалификационную оценку. При этом субъекты делятся на пять групп по степени эффективности. В каждой – своя квалификационная оценка. В программу "выращивания" берут только тех, кто набрал больше 52 баллов.
При этом спикер заявила, что если первый результат не удовлетворительный, то отчаиваться не стоит — можно попробовать еще раз, спустя некоторое время.
Кстати, в целях эффективного "выращивания" поставщиков формируется реестр приоритетной продукции, содержащий информацию о востребованных у крупных заказчиков товарах. В настоящее время он содержит 7708 товаров (услуг) и 216 заказчиков.
С интересом присутствующие заслушали сообщение М.А. Макаровой о сервисах и услугах АО "Единая торговая электронная площадка", а также о новом продукте — облачной электронной подписи (ОЭП) — современном инструменте бизнеса.
Участники круглого стола не стеснялись задавать спикерам различные вопросы, а те в свою очередь признались, что чем больше вопросов, тем выше рейтинг проводимого мероприятия, так как это свидетельствует о том, что обратная связь будет налажена.
Мнения участников круглого стола
Г.К. Шамян, директор ООО "Агат":
— Могу использовать факторинг только в трех случаях: если покупатель оказался недобросовестным плательщиком; когда обладаю недостаточной информацией о новом контрагенте и не имею опыта сотрудничества с ним, или при заключении долгосрочного контракта возникает необходимость быстрого получения денежных средств.
П.С. Варакин, директор ООО "Элла":
— Программа "выращивания" поставщиков товаров актуальна для начинающих предпринимателей, не имеющих опыта и профессионального образования. Необходимая помощь и поддержка им будет оказана. Думаю, что факторинг мне не пригодится, так как заключаю договоры с бюджетными организациями. Поэтому проблем с оплатой услуг у меня не возникает.
Т.С. Головнина, главный бухгалтер ООО "Сауна-Декор":
— Независимо от того, насколько востребованными окажутся среди шахунских предпринимателей программы факторинга и "выращивания" поставщиков, хочется поблагодарить организаторов за эту встречу, а также за реализацию программы бизнес-акселератора, участницей которой являюсь. Чем больше в нашем округе пройдет подобных мероприятий, тем грамотнее будут решать свои проблемы и строить планы развития субъекты малого и среднего бизнеса.