Власть сменилась
Под Новый год явился и новый директор МТС Бордон Владимир Иосифович, начальник цеха Горьковского автозавода. Мужик он оказался неплохой, компанейский. Приехал он один. Жену с детьми оставил в Горьком. У него на Автозаводе была небольшая, но отдельная квартира.
Стал принимать хозяйство. Обсудили с ним дела. Наметили главное – списать негодные, изношенные трактора и развалившиеся сельхозмашины и добиться под планируемый объём работы получения новых тракторов, отремонтировать легковушку ГАЗ-67, а то без неё, как без рук, достать или изготовить 2-3 вала отбора мощности для колесников – в колхозах по два-три года стояли необмолоченные стога хлеба, молотилки нечем было крутить, у тракторов не было валов отбора мощности и шкивов.
Бордон поехал на родной завод и многого добился: по изготовленным мною чертежам ему изготовили пять валов. И мы вышли из положения – обмолотили весь хлеб прошлых лет урожая. Там уж и зерна-то осталось чуть – всё мыши съели, но стога мозолили глаза районному начальству. И когда стогов не стало, нас хорошо помянули в местной газете.
Весной Бордон отогнал ГАЗ-67 в Горький, и ему на Автозаводе многое поменяли. Машина стала бегать.
А списанием старых тракторов занялся я. Помогли альбомы, которые я взял в управлении. Я брал оттуда данные, какие детали, узлы не подлежат реставрации, и вписывал всё это в акты.
Все изношенные мне списали. И стали мы получать новенькие ДТ-54 и "Беларуси" - отличные трактора.
Дело закрутилось. Наделали тракторных саней и стали вывозить в поля навоз. Можно было съездить в Сергач за запасными частями.
В бригадах наладили ремонт сельхозмашин. Им только изношенные детали заменить – и готовы к работе. Механизмы у сельхозмашин не сложные.
Мы с Бордоном часто выезжали в бригады. Знакомились с ходом работ, с председателями колхозов. Жил Бордон на квартире. Обеды ему готовила хозяйка. Жена бывала наездами.
Занимался Бордон и организацией строительства, ездил в Арзамас, встречался со строителями. Вскоре на стройку прислали руководителя – энергичного инженера, зам. главного инженера строительства ЛЭП-500 Богата. И он с весны начал строить.
Стройкой занимался я, вернее, контролировал ход работы, подписывал счета на оплату.
Учиться, учиться и учиться
Назвался груздем – полезай в кузовок. Назвался инженером – обязан своё дело знать в совершенстве. Зиму я старался использовать для изучения техники, на которой предстояло работать.
В Горьком перед отъездом в МТС я накупил книжек по устройству автомашин, комбайнов, тракторов. А для справок были ещё альбомы, взятые в Сельхозуправлении.
Технику я изучал внимательнейшим образом. Вечером изучал какой-нибудь агрегат, узел, а днём в мастерской разглядывал тот же узел в металле. Проверял себя, пытаясь определить на агрегате, какое отверстие для чего служит, что как крепится, как регулируется тот или иной узел.
Вначале, ещё в декабре, я послал в Сергач бригадира, мужика многоопытного. Дал ему заявку, доверенность и – с Богом! И привёз он мне полный кузов траков и пальцев. Ухнул все деньги.
- Ты чего это приволок?!
- А там больше ничего не было.
Обул я пару тракторов, посмотрел. А старая "обувка" ещё сезон бы проходила.
Засобирался после Нового года сам.
Баландин Николай Петрович, бывший старший механик, делится со мной опытом: "На базе всегда стараются продать то, что у них залежалось. А быстро изнашивающиеся детали придерживают. С вами тоже будет так – не соглашайтесь, шумите, требуйте начальника. Постарайтесь попасть к нему перед обедом, пригласите его отобедать. Бутылку не забудьте, за обед заплатите. Всё будет путём!"
До Сергача 40 км, на тракторе около трёх часов пути. Выехали затемно. И всё пошло как нельзя лучше.
Зашёл к начальнику, познакомились, я представился. Хоть и маловато оказалось в наличии деталей, но шуметь не пришлось. Обед подошёл. Спрашиваю: "Где можно пообедать?" "А пройдёмте со мной, я в чайной обедаю", - предложил начальник автотракторсбыта.
В чайной – отгорожен от общего зала закуток. В нём и салфетка на столе, и шторы на окнах. Прошёл я с ним туда, заказал два обеда, да ещё графинчик водки, да закусочки. Посидели мы хорошо.
Я забеспокоился – не успеем отобрать детали. "Да я уж позвонил, там грузят". Всё нашлось, как в сатирическом диалоге "Ставь птицу".
Местная власть
До Бога высоко, до царя далеко, а райком партии – вот он.
Приехал знакомиться. Востроконов Алексей Михайлович, первый секретарь, встретил меня радушно. Расспросил о жизни, о семье. Спросил, не нужно ли в чём помочь.
- У меня жена учительница начальных классов. Ей работа нужна, а все вакансии заполнены.
- Не беспокойтесь, с нового учебного года ваша жена будет работать.
И слово своё он сдержал.
Познакомился с председателем райисполкома Лукиным. Очень культурный, интеллигентный, симпатичный человек.
Быт – дело не шуточное
По постановлению ЦК нам, посланцам партии, предоставлялось бесплатное жильё, отопление и освещение.
Завхоз Мельников снял для меня белый дом, сырой и холодный, привёз сырых осиновых дров. А в довершение всех неудобств приехала хозяйка и поселилась в кухне, хотя снят был весь дом. За меня МТС платила ей 100 руб. в месяц, для села деньги немалые. Хозяйка, узнала, что строители МТС ищут помещение под контору и согласны платить ей 300 руб. в месяц, и предъявила нам ультиматум – или платите по 300 руб., или съезжайте.
Мы подыскали дом "под горой", деревянный, просторный. В доме, во второй его половине жила хозяйка, старушка Малова, бывшая экономка в имении Пашкова. Её рассказы о тех временах любили слушать и Юля, и бабушка.
В конце 54 года мы переехали на свою квартиру. Нам МТС выделил несколько финских домиков, за неделю собрали первые, и мы с радостью переехали. Попозже собрали ещё два дома, побольше. Мы опять перетащились, благо стояли они рядом.
В этих же домах разместились и конторы и наш с Бордоном кабинет. Выделили квартиру под Красный уголок, где заседал секретарь райкома по зоне МТС Судьин Иннокентий Степанович.
Красный уголок – это общественное место, где можно собраться. Там проходили партсобрания и собрания бригадиров, там веселились на ёлке ребятишки и шумно гуляли взрослые – всё население усадьбы, без чинов: токарь и комбайнёр, завгар и конюх, бригадир трактористов и директор.
Конечно, и мы с Юлей были тут.
Впрочем, 1956 год мы встречали у нас дома. Наша квартира радовала, ведь в ней всё было наше, своё. Юля с любовью украшала её салфетками, вышивками, занавесками, цветами. Был уют и душевное тепло.
Дома были поставлены на усадьбе МТС, землю (20 га) под которую выделил колхоз. Объекты только начинали строиться и места они занимали мало. Земли под огород было много – сколько посадишь.
Из Сергача я привёз семян овощей, и насажали мы всякой всячины. Конечно, посадили и картошку, и морковь, свёклу, петрушку, редис. Посадили и неслыханный здесь овощ – салат.
Обустройство
МТС – Машинно-тракторная станция – это по сути мастерские, где трактора и сельхозмашины ремонтируют, и бригады в колхозах на наших машинах работали. За работу машин колхозы государству отдавали часть произведённых продуктов. Это называлось натуроплата, как теперь говорят – бартер.
То, что я принял – и технику, и поповский дом - назвать МТС можно было с натяжкой.
Было решено построить новую МТС. Строительство нашей МТС было поручено тресту, который строил линию электропередачи Куйбышев-Москва (ЛЭП-500). Начальником стройки назначили зам. главного инженера треста Богата, мужика мудрого, энергичного, не очень обременённого своей основной работой. Богат со своим темпераментом успевал и строить, и отдыхать в Ветошкине, и наведываться в Арзамас, где у них было управление.
Я учился у Богата его умению найти выход из трудных положений, его изворотливости и, конечно, знанию психологии работников.
Из Арзамаса он взял всего несколько человек специалистов, а основную массу рабочих нанимал на месте. Чтобы привлечь рабочих, он открыл свой магазинчик. В деревне не было ни печенья, ни конфет, ни макарон… У Богата всё было – привозил из Арзамаса и продавал своим рабочим. Предложил и мне покупать дефицит. Я часто пользовался.
Стройка развернулась широко. Строили и мастерскую, и котельную для отопления посёлка и жилья. Пробурили скважину на воду.
На отчётной конференции А.М. Востроконов приводил нас в пример как оперативно работающих. Но наших с Бордоном заслуг в строительных делах было не много – душой стройки был Богат.
Продолжение следует.