Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Алнашского района Удмуртской Республики

427880, Удмуртская Республика, Алнашский район, село Алнаши, улица Комсомольская, 9
телефон: +7 (34150) 3-14-64
e-mail: alnred2@udm.net, alnred@mail.ru, alnred@yandex.ru (бухгалтерия)

Учителя не заменят ни роботы, ни онлайн-технологии

В Писеевской школе более 30 лет преподает русский язык и литературу Елена Николаевна Евсеева. Она - заслуженный работник образования УР

- Елена Николаевна, расскажите, что повлияло на выбор такой трудной, но интересной профессии?

- Как-то других вариантов особо и не было. Всю жизнь в активистах: пионерия, комсомол. "Не расстанусь с комсомолом – буду вечно молодым", - думаю, это про нас, кто пришёл во взрослую жизнь в 90-е и закалялся в эту непростую эпоху. В комсомоле ведь не так важна партийная подоплёка. Это самоотверженное служение своему делу, беспокойное стремление к новым вершинам, это романтика жизни, которой так не хватает многим современным молодым людям, забившимся в коробочки своих смартфонов и не видящих ничего вокруг себя. Любила читать книги, в школе принимала участие в олимпиадах и конкурсах как по русскому, так и по удмуртскому языкам. Окончив филологический факультет УдГУ, стала учителем русского языка и литературы.

- Что значит для вас быть преподавателем?

- Быть учителем – это воспитывать молодое поколение через обучение разным предметам, познание мира. Сейчас как-то все заговорили о возврате воспитания в школе. Честно говоря, и смешно, и горько такое слышать. Потому, что воспитание никуда и никогда не пропадало из школ. Да, возможно, были преподаватели, которые в целях погони за большими деньгами (хотя уж какие большие деньги в школе!) набирали себе по 2 ставки, и им физически не хватало времени, чтобы заниматься воспитанием. Но большинство честно и добросовестно выполняют и воспитательную миссию, выполнять которую обязывает профессия. Ведь образование и воспитание – это такой взаимосвязанный процесс, где одно без другого в принципе невозможно. Любой творческий учитель, любящий свой предмет, осуществляет воспитание на своих уроках. Помимо этого мы проводим классные часы, встречи, вечера, поездки, ежегодно принимаем план воспитательной работы. А сколько сейчас внеплановых онлайн-конкурсов, обязательных бесед. И после этого обидно слышать то, что в школы снова планируют вернуть воспитание.

Учитель всегда на виду, он в любой ситуации должен сохранять самообладание, что не всегда удаётся. Иногда говорят, что нужно принимать человека таким, какой он есть. Я не согласна с этим. Считаю, что учитель должен стараться сделать человека лучше, достойнее, не смиряться с его недостатками. Он должен многое знать и постоянно узнавать что-то новое.

- Кого вы считаете своим главным учителем?

- Для меня примером были многие мои школьные учителя Ушурской и Исаковской школ Балезинского района. Уже когда начала сама работать и приехала сюда, для меня всегда образцом учителя с большой буквы была Любовь Алексеевна Пермякова. Привлекательность и личное достоинство, глубокие знания предмета и профессионализм, отзывчивость и умение поддержать учителя – думаю, она для многих языковедов стала примером для подражания. Да и вообще, уже много лет работая в экспертной группе по аттестации учителей русского языка и литературы и выезжая на уроки наших учителей, вижу, как ответственно и творчески относятся к своему делу многие наши учителя, часто использую их методику преподавания.

- Какие достижения в области образования вы имеете? Назовите самые значимые для вас.

- Самое значимое достижение – это хорошие выпускники. Выпускники, которые побеждают в олимпиадах, поступают в вузы, продолжают дальнейшее обучение, добиваются высоких результатов в труде и становятся достойными людьми. Это главное. Но важны и другие достижения. В 2012 году я стала одним из победителей республиканского конкурса лучших учителей по нацпроекту "Образование", в этом же году представляла республику на Всероссийском мастер-классе учителей родных, включая русский, языков. Есть и награды. Самое высокая и значимая для меня – это звание "Заслуженный работник образования УР". Это признание обществом результатов моего труда. Понимание того, что бессонные ночи, постоянные вечера за рабочим компьютером, якобы, в свободное от работы время, бесчисленные подготовки к олимпиадам, конкурсам, ЕГЭ – это всё не напрасно. Твой труд увидели и оценили. Думаю, в профессии учителя, труд которого далеко не ограничивается 8-часовым рабочим днём, это важно. Это даёт новые силы для дальнейшей работы, но возрастает и чувство ответственности.

- Есть ли у вас свои секреты профессионального мастерства?

- Их много, и это, наверное, вовсе даже не секреты. Назовем их творческим подходом, стремлением увлечь своим предметом. Для меня главное – чтобы ребёнок по-настоящему умел и любил читать. Потому что издревле известно, что книги – "сосуды, наполняющие Вселенную. Источники мудрости". Стремлюсь строить свою работу так, чтобы получать от неё удовольствие. Совсем недавно поймала себя на мысли, что мне очень приятно смотреть, как дети берут в руки и перелистывают свои творческие альбомы – папки по русскому языку с личностноориентированными сочинениями, которые каждый собирает с 5 по 11 класс, и они потом не выбрасываются, а остаются в домашнем архиве выпускника. Этому нашему открытию уже лет 20, и многие поколения наших выпускников уходят в большой мир с таким "музеем своего развития".

Не скажу, что всегда всё получается. Слишком многогранен процесс обучения и воспитания, и слишком многое от учителя в его работе требуется. А возможностей не очень много, особенно технических условий. Сейчас компьютер и проектор должны бы быть в каждом учебном кабинете. Как без них полноценно вести учебный процесс? А ведь этим могут похвастаться немногие учителя. В основном вся компьютерная работа "уходит" домой, на вечер. Но всё же мне очень импонирует фраза, принадлежащая Уинстону Черчиллю: "Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам остаётся только мечтать". Это возможность воздействовать на умы и души подрастающих поколений. Поэтому считаю, что профессия учителя и роль учителя в обществе очень важны и их не смогут никогда полноценно заменить ни онлайн-технологии, ни учителя-роботы.

- Что является, на ваш взгляд, самым сложным в вашей профессии?

- Самое сложное в работе учителя – это научить тех, кто абсолютно не хочет учиться. Я по натуре не пессимист, но, к сожалению, таких детей в последнее время становится больше. Этому способствует, я считаю, повальное увлечение компьютерными играми, интернетом (в дурном смысле этого слова), который воспитывает пошлость, вседозволенность и психологию потребителя. Общество сейчас совершает огромные ошибки: оно "защищает" ребёнка от труда, забывая, что именно труд превратил обезьяну в человека, оно заявляет и трубит о правах ребёнка, забывая напрочь об его обязанностях, оно упустило такие важные вещи, на которых всегда строилось общество: уважение младших к старшим и чувство благодарности и ответственности. Конечно, и сейчас есть умные дети, которые желают учиться, читать, познавать новое, с большими планами на будущее. Но слишком много и тех, кто не смотрит в будущее, не изучает прошлого, а живёт только настоящим, причём зачастую виртуальным миром.

- В школе под вашим чутким руководством выпускается общешкольная газета, расскажите немного о ней.

- Школьная газета для меня – это и хобби, и способ сделать свою работу более творческой, выйти за рамки, ограничивать которыми себя не очень люблю. Газету веду уже 13 лет, начинали с 2-страничных номеров, сейчас у нас уже выходят 16-18-страничные выпуски. Совмещаю деятельность учителя и редактора, часто беру в газету статьи, написанные на уроках, или даю их в качестве домашнего задания по предмету. Вообще СМИ – это способ сказать миру своё слово, поделиться мыслями, и мне приятно, что есть те, кто и раньше собирал все наши бумажные выпуски, и сейчас читает интернет-варианты нашей газеты. Именно благодаря газете мы впервые съездили в Москву на фестиваль школьных СМИ, и это было прорывом. Я наконец-то поняла, что нужно выезжать из своего дома, деревни, города, нужно познавать жизнь, ведь она так богата и разнообразна, но слишком коротка.

- Чем занимаетесь в свободное от работы время?

- Раньше я на вопрос о хобби отшучивалась: в свободное от работы время я проверяю ученические тетради. Но в последнее время то ли детей становится меньше, то ли получается тетради проверять после уроков в школе, но домой стараюсь их уже не носить. Свободное время занимает интернет: новости, что-то новое к урокам, конкурсы, газета, книги. К сожалению, мало внимания уделяю дому, семье. Выращиваю цветы, но не на профессиональном уровне. Иногда, от случая к случаю, пишу стихи. Езжу к своим родителям и к старшим детям, изучаем историю своего рода. В нашей родословной уже 7 поколений, удалось узнать и имена предков из 8 поколения.

- Труд учителя нелегкий, особенно в наше время. Откуда берете силы для эффективной работы? Кто для вас является главной опорой?

- Поездки в родной дом (а родилась я в деревне Кер-Нюра Балезинского района), встреча с родителями дает мне энергию. Они у меня уже немолодые, но продолжают вести хозяйство, не могут жить без работы, заботятся о нас. Подпитываясь энергетикой родины и родного дома и возвращаясь к себе, планирую свои новые какие-либо дела. Также силы для работы дают результаты своего труда, поддержка семьи и коллег. У нас замечательный преподавательский коллектив, талантливые, творческие, позитивные учителя-единомышленники, всегда готовые поддержать и словом, и делом. В школе много хороших, умных детишек, для которых хочется работать. Приятно слышать добрые слова, слова благодарности от выпускников, от родителей. Пользуясь случаем, хочется поздравить всех, кто причастен к школьной жизни, с Днем учителя. Желаю всем здоровья, мира и добра! А выпускникам - успехов в учебе!

Автор: Ирина Ильина

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1131

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика