СБОИ В НОВОЙ СИСТЕМЕ И "ДЫРЫ" В СТАРОЙ
В феврале состоялась встреча губернатора края Александра Осипова с журналистами и редакторами районных и краевых СМИ в формате видеоконференции. Вопросы звучали разные: выход на поверхность грунтовых вод в районах Забайкалья, нехватка кадров в региональном здравоохранении, ситуация в системе ЖКХ края.
Я задала вопрос о реализации в крае так называемой "мусорной реформы", обратив внимание на то, что последние трагические события в Домне наглядно показали, что федеральный закон об ответственном обращении с животными в условиях ДФО не работает как должно, и в него необходимы поправки, о чём губернатор сам и заявил. Но реформа в области обращения с отходами тоже у нас как-то не задалась, и вместо улучшения качества жизни мы видим увеличение количества несанкционированных свалок, на которых опять же, обитают безнадзорные животные, а людям порой приходится платить просто за то, что мусоровоз проехал мимо. Так не пора ли внести изменения и в этот закон, раз он не работает, как следует?
НЕ ГОТОВ НИКТО: НИ КРАЙ, НИ ОПЕРАТОР
-Такая необходимость есть, и мы работаем в этом направлении, - сказал губернатор, отвечая на мой вопрос. - Включение в тариф всех работ, связанных со сбором, транспортировкой, переработкой, утилизации мусора с одной стороны, и создание необходимой инфраструктуры опять же за счёт этого же тарифа, это по существу была и является нереализуемой идеей. Мы об этом неоднократно говорили, поэтому определённые изменения в этот закон привносятся.
Другое дело, что сейчас практика накапливается постоянно и в других регионах ДФО, в частности. И если сначала были такие утверждения, что вы там на местах не умеете работать, неправильно организовываете работу, то теперь уже есть понимание, что некоторые конструкции в том виде, в котором разработаны, практически не реализуемы, на наших территориях возить мусор из одного конца края в другой, это просто очень дорого. Мусоропереработка вообще экономически не выгодна пока, хотя изначально планировалась, что будут здесь работать частные инвестиции. Всё это просто переложить на плечи населения, бюджетного сектора и предпринимателей, и чтобы был при этом приемлемый тариф – мало реализуемо. Сейчас активно федеральный центр нам помогает. То есть мы начинаем создавать эти объекты: убирать старые свалки, создавать сортировочные станции, перерабатывающие проекты с помощи федеральных средств, это – первый шаг. Есть вопросы, которые связаны с несовершенством и закона, и модели, по которой нужно было организовать работу, принятой изначально. Сейчас эта работа ведётся, и я думаю, мы добьёмся конкретных изменений в этой сфере. Второй вопрос готовность региона и регионального оператора. Одновременно развернуть по всей территории края работу новой структуры очень сложно, ведь раньше как было: просто собрали мусор, отвезли на ближайшую свалку и всё, это уложилось в какой-то тариф. Теперь нужно работать по-другому: сбор, сортировка, переработка, утилизация без вреда для окружающей среды – это совсем другая работа.
ДРУГОГО ПОДРЯДЧИКА ПОКА ПРОСТО НЕТ
Компании, которая бы смогла всё это сделать в полном объёме, просто нет. При этом никто другой, кроме работающего регионального оператора, несмотря на наши попытки выйти на другого подрядчика, на эти работы не выходит, заниматься не хочет. С поставленными задачами справиться везде, одновременно во всех населённых пунктах, как мы видим, они не могут организовать эту работу. Хотя мы постоянно ведём административную работу, контролируя действия оператора, несмотря на то, что тратим по полмиллиарда в год на оснащение контейнерными площадками, контейнерами населённые пункты. Всё равно видим, что и региональный оператор, и местные власти не справляются с организацией требуемой инфраструктуры. В итоге, сбои в графике, потому что нет резерва в технике, и здесь мы пока видим небольшое улучшение качества работы оператора, но недостаточно. Также финансовое состояние оператора имеет большое значение. Так как изначально они начали работать на значительной части края, и не получали денег за свою работу, в том числе и от жителей, предпринимателей, которые уклонялись от заключения договоров. Теперь у них образовались многомиллионные долги, что также отрицательно влияет на качество их работы. Другие регионы также оказались в подобной ситуации, и наскребли у себя в бюджетах по 200-300 млн. рублей и оказали материальную поддержку своим операторам в виде субсидий. Но мы считаем это не очень рациональным, и денег у нас таких нет, а если и есть. то в крае полно острых проблем, которые требуют незамедлительного решения. Но проблему решать нужно, в первую очередь, с федеральным центром, с федеральным оператором по обращению с отходами, мы эту работу ведём. Сейчас у нас готовятся к реализации крупные проекты в этой сфере, в том числе в Борзе будет рекультивирована большая свалка, около 600 млн. рублей выделяется на эти цели, но самое главное – нужно создавать перерабатывающие мощности.
"ОЛЕРОН", АХ "ОЛЕРОН" – ДОЛГАМИ ОБРОС ОН…
Немного отвлечёмся от разговора с губернатором, чтобы уточнить ситуацию с региональным оператором. 11 февраля в рамках круглого стола в Общественной палате Забайкальского края обсудили проблемы обращения с ТКО и подвели итоги реализации регионального проекта за 2021 г. Относительно финансового состояния регионального оператора Лунев Кирилл Дмитриевич, генеральный директор "Олерон+" заявил следующее: "За 2021 год транспортировано более 2 200 000 м³ твердых коммунальных отходов. Все отходы вывезены в соответствии с разработанной территориальной схемой на объекты размещения ТКО. На сегодняшний день кредиторская задолженность компании составляет 658 миллионов рублей. За период 2021 года она увеличилась на 149 миллионов. Сумма дебиторского долга составляет 565 миллионов рублей. В целом собираемость по категориям, обслуживаемым на территории Забайкальского края, за 2021 составила 83%". Также региональный оператор назвал три ключевых причины своего непростого положения: несоответствие данных в территориальной схеме обращения с отходами; низкие нормативы накопления, которые были установлены органами самоуправления; тариф, который не менялся уже два года.
ПОКА ВСЁ ПО-СТАРОМУ
Вся эта информация немного расходится с тем, что мы видим своими глазами: жители частного сектора с трудом собирают мусор, чтобы отдать оператору, ведь платят за эту услугу деньги, при этом попутно заказывая машину для вывоза золы или прочего мусора. Из слов губернатора понятно, что наличие проблемы признаётся на всех уровнях, но каких-то кардинальных изменений, к сожалению, пока ждать не приходится. Вернёмся к встрече с журналистами.
ДЕНЕГ НЕТ, РЕМОНТА - ТОЖЕ
Редактор Шилкинской районной газеты пожаловалась на замерзший водовод, из-за чего жители более 200 домов остались без воды. Пока проблему решают путем подвоза. Объект обслуживает АО "ЗабТЭК". Этот частный случай послужил поводом для обращения к широкому кругу проблем в отрасли ЖКХ.
— Такой плачевной ситуации в сфере ЖКХ, как в Забайкалье, не было ни в одном регионе. Это следствие системного бардака, который творится многие годы, – ответил Александр Михайлович. - Ряд очистных сооружений в крае вышел из строя, трубы коммунальных сетей — с прорехами. При этом тарифы у нас ничуть не ниже, чем в других регионах. И в тарифах учитываются средства на ремонтные работы, подготовку сетей к осенне-зимнему периоду. Но когда я предметно занялся этим вопросом и стал практически ежедневно требовать отчет о проделанной работе, то выяснилось, что ресурсоснабжающие компании не направляли эти средства на положенные цели. Только с помощью прокуратуры мы заставили большинство организаций расходовать деньги на ремонтные работы. От ЗабТЭК мы сейчас добиваемся работы в этом направлении. Как ни странно, являясь государственной организацией, она вела антигосударственную политику. То есть заходили на объекты, поднимали тарифы, при этом не выполняли многих видов работ. За многие годы инвестиции, капитальные вложения в объекты, которые они эксплуатируют, практически нулевые, пять миллионов рублей всего за 2018-2019 годы всего вложено. Сейчас руководство поменяли в компании, они изыскивают средства, чтобы важивать в инфраструктуру, уже есть небольшой прогресс – уже 50 млн. рублей нашли. Но это всё равно капля в море, очень мало для такой организации. При этом работали так, что половина их доходов – это краевая субсидия, тогда на что они тратили свои тарифные деньги? Одними деньгами здесь вопрос не решить: средства собираются, также как и в других регионах, а результат хуже. Другие ресурсники в таких же условиях работают, собирают деньги, и у нас есть в возможность сравнить, кто как работает, есть разница. Бывает и так: что приходит другая организация и есть видимое улучшение. Но на некоторые объекты вообще невозможно найти организацию, потому что или отдалённость влияет, или убитое там уже всё –никто не хочет связываться. Кто-то высасывал деньги годами, неизвестно куда эти деньги дел, несмотря на то, что в тарифе заложены подготовительные работы, и планово-предупредительные ремонты и размер амортизации, который надо накапливать год за годом – и менять котел, например. Но этого не делалось, а после этого сложно найти другую организацию, чтобы она занялась обеспечением коммунальными услугами. В отношении АО "ЗабТЭК" я постоянно слышу жалобы от населения, хотя она в крае обслуживает всего 10% объектов ЖКХ, так что у нас большое количество организаций, которые обеспечивают услугами жителей. Через тарифы организации имеют деньги на ремонтные работы, но на эти работы средства не направляют, и это не только АО "ЗабТЭК". И только с помощью прокуратуры мы заставляли организации направлять средства на ремонтные работы. Вот такая ситуация на данный момент. Будем продолжать работать в этом направлении, и вы нам, надеюсь, будете помогать, чтобы мы знали ситуацию на местах.
Материал подготовила Наталья Никифорова