Каждое русское, украинское, немецкое село имеет свою историю. Есть она и у казахских аулов. На заре существования нашего района по всей его территории их было немало. Сегодня речь пойдет о бывшем ауле Байспай.
Об интересных моментах существования аула рассказали супруги САПЕНОВЫ – Самигулла Магзамович и Шайзада Казамбаевна из Новосельского.
Из рода Джамбай
Ветераны оказались очень радушными и открытыми людьми. Мы расположились в уютной гостиной. Хозяева дома с большим удовольствием рассказывали о своей малой родине, об истории возникновения Байспая, о своей жизни в ауле, о его ликвидации и переселении в Романовку, а затем и в Новосельское, а также поведали о своей большой и дружной семье.
- Издревле все казахи делились на рода, которые в свою очередь входили в три жуза: Старший, Средний и Младший, – рассказывает Самигулла Магзамович. - Мы относимся к младшему жузу. Согласно преданиям предков, старейшина нашего рода, богатый аксакал Джамбай прибыл в эту местность еще в XVII веке. С собой основатель рода привёз золото. Старшим его сыном был Байспай. Отсюда и пошло название аула. В 1905 году наш казахский аул располагался под бывшей деревней Романовка, основанной в начале века переселенцами. Когда село стало разрастаться, мой дед Сапа и другие жители аула переехали километра на два подальше под березовые колки. Наш народ был кочевым, и мы постоянно перемещались по степи в поисках лучших пастбищ.
По словам моего собеседника, изначально в ауле Байспай землянки стояли не одна за другой, образовывая улицу, а в хаотичном порядке.
- Зимовки, или по-казахски кыстау (кыстайтын, кыстак), располагались под каждым колком. Если человек там живёт, то является хозяином этого колка и другой не может брать здесь даже ветки. Земля вокруг тоже его. Получается, одна кыстау деда Кусаина, вторая - дедушки моей жены, третья - моего прадеда Сапы и так далее. Зимой в землянке, стоящей в затишке, тепло и уютно, - рассказывает хозяин дома.
Раньше увидеть в ауле верблюда было обычным делом. Верхом на нём могли добираться даже до Павлодара. Чуть позже в Байспае образовался колхоз имени Калинина. Здесь появились колхозные овцы, дойное стадо коров и молодняк. Одно время в совхозе "Мирный" было даже стадо коз, доить которых ходила мать Шайзады Казамбаевны.
Зимы раньше были снежные, поэтому деревья в ауле порой заметало по самые макушки. Весной, когда начиналось половодье, прямо в центре аула образовывался водоём, куда собиралась талая вода и стояла, не высыхая, до самой осени. Там плавали домашние утки и гуси, а рядышком - и местная малышня. По улице в детстве они бегали только босиком.
- И не болели ничем. Чтобы кто-то кашлял, понятия об этом не имели, - замечает Самигулла Сапенов.
- Жили байспайцы чаще всего в пластянках, - продолжает хозяин дома. - Если кто-то собирался сооружать землянку, то строили всей деревней. Мужчины нарезали специальным плугом пласты, женщины в выкопанной яме месили глину. За один день дружно и весело поднимали стены до самого потолка. Специально по такому случаю резали барана.
Обычно в жилище было две комнаты. Стояла пара печек, одна из них служила для отопления и разделяла хату на две половины, а вторая, с казаном, предназначалась для приготовления пищи. Была ещё и третья небольшая комнатка, в которой хранился самовар и чайные принадлежности. Сложно даже представить казаха, не приемлющего чайную церемонию. От этой традиции они не отступают и по сегодняшний день.
Полностью материал читайте в "Бурлинской газете от 22 марта 2019 г.