В первую очередь, они направлены на соблюдение санитарно-эпидемических требований и правил. Так, в настоящее время на предприятиях торговли сотрудники должны обслуживать людей в масках и перчатках, а покупатели – соблюдать масочный режим и быть в средствах защиты органов дыхания. Причиной ужесточения введенного ранее масочного режима стал рост числа зараженных коронавирусной инфекцией в регионе.
В Горняке рейды с участием представителей Роспотребнадзора, полиции, администрации города и района проходят ежедневно. Рабочая группа оперштаба посещает до 20 объектов торговли и услуг в день: это магазины, парикмахерские, салоны красоты, фотосалоны, предприятия общепита.
Цель данных мероприятий – выявить нарушителей (если таковые до сих пор имеются) санитарно-эпидемиологиче-ских требований для торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, обслуживающих население, а также осуществление контроля за соблюдением жителями и гостями города масочного режима.
К одному из таких рейдов присоединилась и наша редакция. Первым делом мы отправились в торговый центр "Мария Ра" – место с наибольшим в городе наличием торговых точек и покупателей. В этот день в составе группы были главный специалист администрации города по правовым вопросам И. А. Глумова, командир отделения патрульно-постовой службы полиции С.П. Штифанов и главный специалист-эксперт Роспотребнадзора Л.В. Усачева. У каждого из специалистов – своя задача.
Представитель полиции вправе составить протокол об административном нарушении гражданина, находящегося, например, в магазине без средства защиты органов дыхания. Но страж порядка сделает это только в том случае, если нарушитель не отреагирует на замечание: "Наденьте, пожалуйста, маску". Если человек не воспользовался маской по невнимательности или забыл ее в машине, ему будет предложено вернуться за ней либо надеть имеющуюся с собой. По словам
С.П. Штифанова, применение штрафа при единичном нарушении не практикуется, и даже составленный за первое нарушение административный протокол носит скорее предупредительный характер: не нарушай впредь, иначе штрафа не избежать.
– Мы следим за тем, чтобы работники организаций, обслуживающих население, соблюдали масочно-перчаточный режим, на входе присутствовали антисептики для обработки рук, а в самом помещении – разметка, – рассказывает по ходу инспекции И.А. Глумова. – Надо отметить, в большинстве сетевых продуктовых магазинов это требование выполняется. Все наши замечания носят, скорее, рекомендательный и профилактический характер, полномочий наказывать нарушителей у администрации города нет.
Здесь же, заглянув в аптечный пункт торгового центра, Ирина Александровна попросила покупателей соблюдать социальную дистанцию в 1,5 м, а вошедшего молодого человека – надеть маску, что он и поспешил сделать.
А вот внимание Л.В. Усачевой привлек продавец-консультант одного из салонов связи. Он обслуживал покупателя в маске, но без перчаток, как это требуется, следовательно – нарушение. Сразу на месте Лариса Вячеславовна составляет соответствующий протокол.
Как жители Горняка относятся к необходимости соблюдать масочный режим? Мы спросили об этом некоторых из них здесь же в торговом центре. Пожилая женщина с внуком лет 5-6 были в масках и уже направлялись к выходу. На наш вопрос покупательница ответила так:
– Считаю, что в таких местах массового скопления людей как магазин, аптека, конечно, следует маски надевать. Особенно нам, пожилым людям. Кто его знает, что это за вирус, как в случае заражения это отразится на здоровье. Да и деток беречь надо. Поэтому мы с внуком в масках!
А вошедшая за покупками девушка сказала просто:
– Если объявили масочный режим, значит, так надо. Надеть маску – это совсем не сложно. Потому говорю всем: берегите себя и уважайте других!
Единственный встреченный в этот день в магазине без маски молодой человек, с которым также хотели пообщаться, увидев нас, смутился и быстро ретировался, не оставив шанса на интервью.
– Раньше работать в рейдах было намного сложнее, люди через одного ходили без масок, даже невозможно было их отследить, не то что оформить, – отмечает Сергей Петрович. – Некоторые открыто игнорировали замечания, говорили: "Какие маски, зачем они нужны". Сейчас ситуация другая. Вот заходит семья в магазин: в масках и взрослые, и дети. Если и есть нарушители – это единицы.
– Горожане стали сознательнее, – соглашается и Ирина Александровна. – Это касается и граждан, и торговых предприятий, и индивидуальных предпринимателей. Все теперь относятся к санитарно-эпидемиологическим требованиям более ответственно. Ну, а порядок в торговых организациях – прежде всего, сознательность и ответственность работодателя.
Словно в подтверждение ее слов, за-ехав в небольшой частный магазин, предлагающий покупателям одежду, мы увидели продавца, которая явно не ожидала появления контролирующих органов: ни маски, ни перчаток не было даже в поле зрения. Обосновала она нарушение отсутствием привозки нового товара и, соответственно, покупателей. Специалиста Роспотребнадзора Ларису Вячеславовну такое оправдание не удовлетворило. Она еще раз ознакомила продавца с требованиями соблюдения необходимых норм и правил и пригласила ее для составления протокола.
Всего в этот день рабочая группа районного оперштаба посетила 15 объектов торговли и услуг. Нарушения выявлены в двух из них. Надо заметить, что все замечания и нарушения по каждому из объектов фиксируются в акте, это значит – будет повторное посещение с проверкой на предмет устранения выявленных недостатков. Внимание! Рейды продолжаются.