Они делают все возможное для того, чтобы социальная и деловая активность местного населения усиливалась с каждым годом.
Сегодня Республику Тыва с остальными территориями России связывает единственная автотрасса "Енисей", но современный мир требует больших скоростей, грузооборота, мобильности. Именно поэтому в жизни труднодоступного региона воздушный транспорт играет важнейшую роль. О развитии авиасообщения в республике мы беседуем с Андреем Конга, и. о. руководителя РКП "АК "Тува Авиа". Всего за полгода работы он проявил себя как высокоэффективный управляющий компании.
— Андрей Адыгжыевич, в 2021 году авиация республики отмечает 75-летие. Расскажите вкратце об истории и этапах развития возглавляемого вами предприятия.
— Свою историю тувинская авиация ведет с 1936 года. Что касается формирования тувинских авиалиний и самой компании "Тува Авиа", то она неразрывно связана с летописью отдельного кавалерийского полка Тувинской народно-революционной армии. Именно тогда в регионе появились свои первые летчики: Чооду Кидиспей Дагбаевич и Оюн Лапшын Доскаарович. Республиканское авиазвено под руководством летчика Чили Чимита создано в 1946 году. В те годы на восточной окраине Кызыла приступили к строительству местного аэродрома, а самолеты стали летать не только в отдаленные районы Тувы, но и в Знаменку Красноярского края.
Гражданская авиация постепенно развивалась, и через два года самолеты Ли-2 уже выполняли пассажирские рейсы из Кызыла в Красноярск. Спустя несколько лет 132-й
авиаотряд получил самолеты Ан-2 и Як-12. В январе 1958 года аэропорту под гостиницу для рейсовых экипажей передали здание и выделили в городе помещение для агентства, где продавались авиабилеты. 1 сентября 1963 года авиаотряд получил новый статус и стал называться Тувинским объединенным авиаотрядом Красноярского территориального управления Гражданского Воздушного флота. В сентябре 1993 года объединение было реорганизовано в ОАО "Тувинские авиационные линии". В то время гражданская авиация республики начала испытывать трудности, но самый тяжелый период для осуществления воздушных перевозок между Тувой и другими регионами РФ (и внутри республики) пришелся на 2005–2009 годы. Тогда последовал ряд реорганизаций предприятия, аэропорт выделили в отдельную структуру, создали ФГУП "Тувинские авиационные линии". Предприятие расформировали и в 2013 году создали новую авиакомпанию — РКП "АК "Тува Авиа". Можно сказать, что ее коллектив принял эстафету от первых тувинских летчиков и продолжает заботиться о процветании своей маленькой, но гордой республики. Пилоты выполняют рейсы в труднодоступные районы Тувы и другие регионы России.
В этом году мы будем отмечать 75 лет образования местной гражданской авиации, запланировано проведение различных спортивных состязаний, отраслевых конкурсов, праздничных мероприятий.
— Какой авиатехникой располагает РКП "АК "Тува Авиа" сегодня, есть ли у вашей компании самостоятельный бизнес-план?
— Мы четко придерживаемся плановой экономики, основная задача которой заключается в укреплении авиапредприятия по всем направлениям. За восемь лет активной работы выручка авиакомпании от основной деятельности увеличилась почти в десять раз. На ее балансе числится девять судов: пять вертолетов типа Ми-8, три самолета типа Ан-2, один самолет Pilatus PC-12/47E и один вертолет типа R-44. Недавно приобретен в лизинг оборудованный вертолет санавиации Ми-8АМТ с многофункциональным медицинским модулем. Для обеспечения воздушных судов ГСМ, в том числе сторонних авиакомпаний, прилетающих в Кызыл, куплен новый топливозаправщик на базе автомобиля МАЗ. В конце 2020 года проведен капитальный ремонт одного отечественного судна, которое на днях должен прибыть в аэропорт базирования и приступить к работе. Сейчас рассматриваются различные варианты обновления авиапарка.
— Насколько обширна маршрутная сеть авиапредприятия, как оцениваете перспективы сотрудничества с туристической отраслью?
— Основной деятельностью РКП "АК "Тува Авиа" является выполнение грузопассажирских перевозок по местным линиям. Авиакомпания осуществляет субсидированные авиарейсы на основании соглашения с республиканским министерством дорожно-транспортного комплекса по двум направлениям: в Терехольский и Монгун-Тайгинский районы. В прошлом году пассажиропоток составил свыше 1300 человек. В текущем планируем увеличить авиаперевозки в два раза за счет капитально отремонтированных воздушных судов Ан-2, которые в скором времени прибудут из Минеральных Вод и Шушенского. Планируем также возобновить рейс в Тоджинский район по маршруту Кызыл — Тоора-Хем — Кызыл.
Что касается туристической отрасли, то в ней мы видим большую перспективу. Даже несмотря на то что в нашем климате туризм возможен лишь с мая по октябрь. С каждым годом в Туву приезжает все больше туристов, желающих посетить красивые места республики, сплавиться по бурным рекам, совершить восхождение в горы или просто порыбачить. С 2020 года для тургрупп стали выполняться рейсы в отдаленные места, к минеральным источникам Ажыг-Суг, на горячие воды Северный аржаан. К любым заявкам мы подходим индивидуально, подбирая оптимальные пути с учетом запросов заказчиков. Услугами нашего авиапредприятия пользуются многие известные люди — Михаил Кожухов ("Клуб путешествий Михаила Кожухова") и Максим Матвеев (ООО "Трэвел Трофи"). Налажено сотрудничество с ООО "Натура Сиберика" и другими компаниями — список партнеров и география полетов ежегодно растут.
— Какую работу проводите, чтобы заинтересовать подрастающее поколение профессией авиатора?
— На сегодняшний день у нас трудятся свыше 135 профессиональных специалистов летного, организационного и технического состава, обладающих квалификацией и опытом, позволяющим выполнять перелеты и авиационные работы высокого уровня безопасности и качества. Конечно, мы будем рады видеть в коллективе молодых специалистов. Так, в 2020 году приняли на работу пять выпускников вузов и ссузов в инженерно-авиационную службу и в службу ГСМ. В прошлом году на базе авиакомпании впервые проходили практику студенты.
Кроме того, мы регулярно проводим со школьниками встречи и рассказываем о наших профессиях, особенностях работы на воздушных судах, специальностях для девушек и заключаем договоры целевого обучения специалистов гражданской авиации.
В настоящее время в рамках профориентационной работы по подготовке будущих пилотов прорабатывается вопрос открытия на базе "АК "Тува Авиа" авиационного клуба для школьников и молодежи, где можно поближе познакомиться с историей развития авиации: с документальными фильмами о самолетах, полетах, легендарных летчиках, а также с устройством пилотажных и навигационных приборов, с конструкцией самолета, авиационного двигателя, с картами полетов и многим другим. В итоге юные авиаторы будут иметь представление о летных профессиях, получат мотивацию на хорошую учебу, занятия спортом, изучение иностранных языков и так далее.
— Расскажите о планах развития авиапредприятия, на каких направлениях будет сделан акцент в юбилейном году?
— В первую очередь участие во всех тендерах и конкурсах на право выполнять государственные контракты в направлении предоставления услуг санитарной авиации, авиалесоохраны, пассажирских перевозок в труднодоступные поселки республики. Продолжится строительство новых посадочных площадок для своих нужд и выполнения срочных вылетов санавиации. Прорабатываются планы кардинального обновления авиапарка и наземной техники.
Надеемся, что 2021 год сложится продуктивно, увеличится пассажиропоток, который существенно сократился из-за введения ограничительных мер, связанных с пандемией. Прошлым летом практически не работал сезонный курорт Уш-Бельдир, где проходят реабилитацию граждане. Как следствие, рейсов по маршруту Кызыл — Северный Аржаан — Кызыл было значительно меньше. Ожидаем, что в этом году перечень межрегиональных авиационных перелетов, связывающих Туву с другими регионами страны, станет шире. К этому есть все предпосылки. В частности, в настоящее время изучается масштабный проект по созданию трансграничного коридора через Республику Тыва, затрагивающего практически все регионы Сибири с выходом на Монголию и Китай. Этому способствует международный статус, присвоенный ФКП "Аэропорт Кызыл". Планируется также развитие межнациональных отношений с монгольскими авиакомпаниями на предмет наземного технического обслуживания их воздушных судов, которые намерены осуществлять рейсы по маршруту Кызыл — Улан-Батор. Уверен, у авиаотрасли Тувы отличные перспективы развития.