В классе много цветов, есть всё необходимое для занятий: швейные машинки, электрическая плита для приготовления пищи, а парты расставлены полукругом, чтобы занятия проходили в тесном контакте наставника и его воспитанников.
И это не всё. Потому что помимо оснащённости кабинета, мастерства учителя, у Надежды Алексеевны есть самое главное — желание открыть детям новый, увлекательный мир творчества, привить желание трудиться.
В канун Всемирного дня учителя Надежда Алексеевна, как и прежде, полна сил и с удовольствием рассказывает о любимой работе и о том, как 47 лет назад выбрала этот непростой педагогический путь.
— Надежда Алексеевна, расскажите, любовь к педагогике Вам досталась по наследству?
— Я из обычной трудовой семьи. Папа всю жизнь проработал строителем-маляром, а мама —бухгалтером. И я бы сказала, что любовь к труду, к учёбе, самостоятельность мне привили в семье мои родители, что и помогло в жизни всегда достигать поставленных целей. А вот профессию учителя я выбрала благодаря учителям школы № 85, которая стала моей альма-матер: своему классному руководителю, учителю биологии Фаине Васильевне Щербаковой. Её манера общения с учениками, чувство такта, великолепное владение предметом произвели на меня впечатление, хотелось и внутренне, и внешне подражать.
Очень любила уроки учителя литературы Капитолины Васильевны Панкратовой, а ещё уроки физической культуры. Я любила учиться, всегда любила школу. И когда встал выбор дальнейшего пути, поступила в педагогическое училище № 1 им. К. И. Ушинского, окончив в 1972 году отделение хорового дирижирования по специальности учитель музыки.
— Откуда начался Ваш трудовой путь?
— Вернувшись в Кирсанов, работала учителем музыки в школах № 1, № 2 и № 3. Работали в то время в две смены, детей было много. Я с удовольствием окунулась в мир педагогики, всё для меня было новым, интересным. У меня были великолепные наставники: З. Г. Каравичева, З. Н. Сазонова, З. А. Кривошеева, А. В. Говердовский, А. А. Жданов, В. Е. Юмашев. Коллективы во всех трёх школах были отличные, слаженные.
Впоследствии по семейным обстоятельствам вместе с мужем жили и работали в Моршанском районе. Здесь в это время в нашей семье появился сын, а дочка пошла в первый класс. Но через два года мы вернулись на родину, в Кирсанов. Поскольку в конце сентября школы уже были укомплектованы, то устроилась в школу-интернат старшей пионервожатой, затем учителем трудового обучения, это было в 1980 году. А спустя время, в связи с реорганизацией, перешла в Уваровщинскую школу учителем технологии, где работаю уже семь лет.
— В Уваровщинской школе Вы работаете учителем технологии. А был ли этот предмет любимым во время учёбы в школе?
— Конечно, тогда он назывался домоводство, и уроки своего учителя Нины Михайловны Шапкиной я помню очень хорошо, за что ей огромное спасибо. Мы учились и готовить, и шить. И это, по сути, были настоящие уроки жизни. Уже в старших классах я могла сшить и связать себе практически любую одежду.
— Как педагог какие цели и задачи ставите перед собой?
— Уроки трудового обучения, а сегодня технологии, необходимы каждому ученику. И главная цель, чтобы дети сделали что-то полезное, значимое и использовали свои знания в повседневной жизни. Изделия, изготовленные на уроках технологии, не пылятся, они всегда востребованы. Уроки дети любят, приходят с удовольствием, и это важный показатель, как и то, что многие мои выпускники, встречаясь сегодня, говорят о значимости и полезности уроков технологии в жизни. Кто-то даже открыл свой бизнес, а азы своего дела получил ещё в детстве, в школе.
— Какими методами пользуетесь в работе?
— Сегодня очень помогает интернет, благодаря чему можно узнать о всевозможных инновациях, а детям дать именно ту работу, которая придётся каждому по душе. А раскрывая русский народный быт старины нашей, изучая традиции, понимаешь, что детям это интересно, и они учатся ценить то, что прежде для них не имело веса. Я всегда считала, что для того, чтобы быть востребованной, интересной, можно изыскать любую возможность для самосовершенствования. Так, в декабре минувшего года прошла очередную аттестацию и набрала 83 балла, получив заявленную первую категорию.
— Учитывая Вашу любовь к искусству, творчеству, скажите, в чём черпаете вдохновение?
— Сама работа вдохновляет на поиск инновационного, востребованного жизнью. И больше всего хочется открыть новый мир перед детьми, красивый, нужный, необходимый при всех сложностях нынешнего социума.
— С каким девизом идёте по жизни?
— Строчкой из известной песни: "Я не могу иначе". Без любимой профессии я не мыслю своей жизни. И готова, как и прежде, к школьным будням, которые для меня всегда наполнены радостью творчества.
— Какие награды для Вас самые значимые?
— Значок "Отличник народного просвещения", который вручили после выступления на Всесоюзной научно-практической конференции в 1990 году. Конечно, за эти 47 лет педагогической работы было много наград, много выступлений. Так, в 2010 году, участвуя в конкурсе "Зелёная планета", мы стали победителями муниципального, регионального и всероссийского этапов конкурса в номинации "Современность и традиции".
— Накануне Дня учителя с какими словами хотели бы обратиться к своим коллегам?
— Своим коллегам я желаю крепкого здоровья, оптимизма, творческих и профессиональных успехов, взаимопонимания с учениками и поддержки коллег.
Фото автора.
БЛИЦ-ОПРОС
— Если любимая книга, то…
— Маргарет Митчелл "Унесённые ветром".
— Если хобби, то…
— Декоративно-прикладное творчество, кулинария.
— Если любимая песня, то…
— "Даль великая" из кинофильма "Любовь земная".
— Если блюдо, то…
— Щи и блины с припёком.
ДОСЬЕ
Родилась: г. Кирсанов.
Образование: педагогическое училище № 1 им. К. И. Ушинского, учитель первой категории.
Профессиональная деятельность: учитель технологии Уваровщинской школы, педагогический стаж 47 лет.
Семья: замужем, есть дочь, сын, две внучки.