Нас было 11 человек, представителей старой гвардии учителей этой школы, средний возраст — 73 года. Вместе с нами была Г. Д. Кондракова — директор всех городских школ, в том числе и нашей, всеми любимой, кстати сказать, её выпускница.
Мы встречаемся на территории сахарного завода. Кто-то из нас бывал на нём прежде с учениками на экскурсии, кто-то оказался впервые. Этот визит нас впечатлил: мы по достоинству оценили ту титаническую работу, которую ведёт наш выпускник вместе с командой единомышленников по реконструкции двух предприятий: сахарного завода и маслозавода. Мы, вспомнив свою миссию на этой земле, ходили по территории, придирчиво всё осматривали и задавали множество вопросов, на которые получали вполне исчерпывающие ответы и от Ю. М. Хохлова, и от его заместителя С. В. Пятахина.
Не вдаваясь в цифры и подробности (их можно найти на официальном сайте завода), поделюсь лишь впечатлениями от увиденного. Сейчас на территории завода проводится реконструкция, и через три года мы будем иметь самые крупные в мире сахарный завод и маслозавод. Мы убедились в том, что главное — это забота о людях, об их отдыхе. Здесь создаются оптимальные условия для работы, в здании лаборатории есть комфортные купе, оснащённые всем необходимым для отдыха сотрудников.
Не забывают об экологии: в будущем не будет выбросов газов в атмосферу, весь процесс будет происходить в закрытом режиме в паровых сушилках на биотопливе. Здесь с учётом мирового опыта разработали процесс складирования, вентиляции, заморозки свёклы, чтобы продлить сезон переработки, которая, кстати сказать, будет безотходной.
Поразили наше воображение и масштабы строительства, и радиаторные отстойники, в которых происходит процесс мытья свёклы, аналогов которым нет в России. В них используется вода, которая извлекается из самой же свёклы. Удивила необыкновенная чистота повсюду и даже в механических мастерских, в которых напольное покрытие белого цвета.
Главное, мы убедились: не где-то за горами, а совсем рядом, у нас под боком, работает слаженная команда, изучившая мировой опыт по переработке сахарной свёклы и подсолнечника, шагнувшая в чём-то дальше, и среди тех, кто участвует в этом процессе, есть наши ученики.
Позже, пролетая над городом на вертолёте (в этой воздушной прогулке участвовали все), мы, невольно вспоминая всё увиденное, думали: "Любимый город может спать спокойно!". Он уже не станет поселением, чего мы все постоянно опасаемся, раз у него есть такое градообразующее предприятие. На этих модернизированных заводах найдётся место работы для всех желающих. Будет пополняться бюджет, а стало быть, появятся отличные возможности для благоустройства города. Это значит, что нам не страшны никакие санкции. Мы почувствовали себя сопричастными ко всему, что происходит здесь и сейчас. Значит, мы можем!
Заглядывая в будущее
Нас приглашают в заводоуправление и показывают презентацию, которая отражает результаты дерзких и грандиозных замыслов по реконструкции и модернизации заводов. Другая презентация знакомит нас с тем, как проводится работа по решению кадровых вопросов. Система дуального обучения продумана и мотивирована. Учащиеся двух техникумов (Кирсановского и Грибановского) имеют возможность учиться и одновременно работать на предприятиях, получая при этом приличные деньги.
Поражают масштабы спонсорской деятельности. Оплачиваются путёвки студентам профильных смен в Кирсановском лагере "Жемчужинка", зарубежные поездки учащихся техникумов, учителей Кирсановского и Гавриловского районов, города Кирсанова. В этом году оказана материальная поддержка 5-й школе в размере одного миллиона рублей, планируется и дальнейшая помощь в течение пяти лет.
А потом нас знакомят с грандиозными планами по строительству горнолыжного курорта в селе Вельможино. Уже есть проект, и, Бог даст, года через три эта сказка может стать былью. По замыслу мечтателей там будет всё: подвесная дорога, горнолыжная трасса, в том числе и учебная, инфраструктура, коттеджи для отдыха, бассейн, сауна, ресторан, магазины, всевозможные спортивные площадки — словом, всё, что есть на самых респектабельных курортах такого типа. "Достойно работающие люди должны хорошо отдыхать", — считают инициаторы. И это правильно, мы, учителя, с этим абсолютно согласны.
"Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!"
А ближе к вечеру мы собираемся в школе № 5 (так и оставшейся для нас железнодорожной) и вместе с Юрой погружаемся в дорогие для нас воспоминания. Наш ученик говорит о том, что одним из счастливых обстоятельств своей жизни считает учёбу в нашей школе, которая так много дала ему для будущей жизни. Е. А. Патрина приготовила прекрасную презентацию "Пройдём по тихим школьным этажам…". Просматривая её, мы с грустью глядим на фотографии всеми нами любимых учителей, которых уже нет с нами. На минуту на экране предстаёт лицо нашего дорогого директора Василия Фёдоровича Каравичева, и звучат слова, обращённые ко всем поколениям учеников: "Нужно поставить перед собой цель и идти к ней". Этот наказ в совершенстве воплотил наш сегодняшний гость — историк по образованию, как и его любимый учитель.
Вот уже 20 лет Юрий служит делу, которое подарила ему судьба, и результаты его деятельности впечатляют и удивляют.
Мы смотрим презентацию и вспоминаем милого мальчика, способного, воспитанного, благодарного, дружелюбного, который не огорчил ни одного из своих учителей и всегда радовал их своими успехами.
А потом говорит он, наш ученик. Говорит тепло и проникновенно, извлекая из своей памяти то светлое и драгоценное, что заставляет нас внутренне распрямиться и с ещё большим доверием отнестись к этому миру.
Я смотрю на своих дорогих коллег и вижу, как под впечатлением его слов все преображаются. Мария Николаевна Пахомова видит себя той самой молодой, строгой, красивой, с блестящими глазами и завораживающим голосом, какой предстала она на первом уроке в том далёком году, когда Юра начал учиться в 5 классе. А Ольга Алексеевна Горбунова как будто заново пережила ту любовь, которую испытывали к ней все ученики, включая её воспитанника.
Юра вспоминает об уроках Тамары Константиновны Федяевой, о том, как терпеливо учила она его рисовать. Он благодарит Ольгу Константиновну Челнокову за привитую любовь к математике и хорошие знания. А Сысоевым, Владимиру Александровичу и Ларисе Алексеевне, напоминает о том, как все любили их в Свищёвке, первом месте их работы, и очень сожалели, когда они переехали в Кирсанов. Альберт Фёдорович Резванцев не учил Юру, но о таком замечательном и эрудированном учителе тоже самые добрые слова.
Альберт Фёдорович не остаётся в долгу и читает Лермонтова, делится любовью к поэту со всеми нами. Мы все вместе, в том числе Людмила Алексеевна Шибанкова, говорим о Николае Ивановиче Шибанкове, о прекрасном преподавателе физики, завуче, директоре, о доброте и поддержке им всех и каждого, о той светлой памяти, что осталась в наших сердцах.
Александр Михайлович Белов и Николай Викторович Мочалов всегда по жизни вместе. Они благодарят Юрия за спонсорскую помощь, за любовь к спорту. А он вспоминает, как воспитывал своих учеников Александр Михайлович, как побуждал заниматься физической культурой, верить в себя и побеждать. Юра помнит о том, как, будучи воспитателем в интернате при школе, в котором он тогда пребывал, я читала им роман А. Н. Толстого "Князь Серебряный", как потом он эту книгу перечитывал. Я тихо радовалась, потому что верю: именно под влиянием книг зарождается в человеке мечта и тяга к прекрасному.
Мы все вместе говорили о Галке Рогожиной (Галине Дмитриевне Кондраковой), весёлой, озорной, обаятельной, деятельной, певунье, хохотунье, замечательном организаторе и помощнике классного руководителя, оставившей яркий след в школе, которую она любит трепетной любовью. Говорим и о школе. Она как будто устала от всего: от старой мебели, от многочисленных слоёв краски на деревянных дверях, которая местами отслаивается, от нелепых потолков, от тех пособий, которые были ещё при нас.
И мы полностью поддерживаем решение Юрия Михайловича и Галины Дмитриевны объединить вокруг себя бывших выпускников 85-й школы и общими усилиями преобразить её. Бог им в помощь!
Расставаясь, договариваемся о следующей встрече через год. Мы будем ждать! Спохватываемся, что не спели все вместе любимую нашу песню, которую пели всем, кто бывал у нас в школе, "Мы желаем счастья вам", а Владимир Александрович Сысоев аккомпанировал на баяне.
P.S. Вечереет. Мы едем по городу на микроавтобусе, который любезно предоставил нам глава города Сергей Александрович Павлов. Проезжаем мимо когда-то заброшенного пустыря неподалёку от школы, а теперь оборудованной детской площадки с качелями, лавочками, дорожками, фонарями. Видим, как идут встречать Ольгу Константиновну Челнокову её дочь и внук Коленька. Наверное, мальчик недоумевал, куда на целый день подевалась его любимая бабуля. А вот она идёт, весёлая и как будто помолодевшая. И ребёнок понимает: у бабушки всё замечательно, мы тем более.
Мы осознаем, что, помимо всего прочего, нас объединяет огромная благодарность к нашему ученику, который так много сделал для школы, для всех учителей, для каждого, кто обращался к нему за помощью, за эту встречу, состоявшуюся в преддверии Дня Победы.
Н. БУРЯКОВА,
заслуженный учитель РФ.
Фото предоставлено автором.