Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Газета г. Кирсанова и Кирсановского муниципального округа Тамбовской области

393360, Тамбовская область, г. Кирсанов, ул. Коммунистическая, д. 27
телефон: +7 (47537) 3-51-14
e-mail: kirsanovka18@mail.ru

Приоткрывая завесу прошлого

Чутановская школа, одна из тех в Кирсановском районе, которая считается малокомплектной. В ней обучаются 34 учащихся. Школа небольшая, уютная. Основной задачей ее всегда было и остаётся воспитание разносторонней личности.

Чутановская школа, одна из тех в Кирсановском районе, которая считается малокомплектной. В ней обучаются 34 учащихся. Школа небольшая, уютная, где работает слаженный творческий коллектив. Основной задачей его всегда было и остаётся воспитание разносторонней личности. Для детей здесь используют любые возможности, чтобы кроме обучения, было чем заняться в свободное от учёбы время. Много лет здесь прививают любовь к спорту, в частности, к хоккею, любовь к окружающему миру, природе, краю. О последнем хочется рассказать отдельно

Краеведение и не только…

Зайдя в один из классов Чутановской школы, попадаешь в какой-то особенный мир, который рассказывает тебе об истории края, о его особенностях. Стенды на стенах разные, но объединены одним — прошлым. Здесь собраны самые различные предметы крестьянского быта. Интерес ко всему, что связано с селом, с его жизнью, людьми проявляет в первую очередь учитель биологии Виктор Васильевич Глушков. Он более тридцати лет работает в этой школе, за всё это время не переставал интересоваться всем, что окружает. Заинтересовывает ребят, которые впоследствии становятся его единомышленниками. Конечно, чтобы привлечь внимание детей к истории села, надо ещё постараться. И он старается, потому что убеждён, что дети должны знать не только историю своего края, но и людей-односельчан, которые жили, работали, воевали на фронтах Великой Отечественной.

— Никого никогда не принуждал, — рассказывает Виктор Васильевич, — собирать наглядный материал. Ребята сами проявляют интерес ко всему, приносят то, что, порой, является ценным экспонатом. Рассуждаем, проводим аналогии, анализируем, пополняем коллекции. Вот, например, рубель — использовался женщинами для стирки и глажки белья. Вроде не особенно примечательная вещь, но необходимая в домашнем хозяйстве, причём известно, что делалась она для хозяйки дома — женщины и несла в себе чисто индивидуальный характер. Есть рубель именной, на нём вырезано имя женщины, а стало быть, эта вещь была сделана именно для неё. Рубелей много, они разные: по форме, структуре, длине, содержанию и так далее.

Если говорить о каждой домашней утвари, то это целая история, целый мир. Вот я и пытаюсь донести до каждого своего ученика, что любая вещь несёт за собой мир неизведанный, интересный, загадочный. При этом внушаю, что это наше прошлое — жизнь наших предков.

Виктор Васильевич может много и увлечённо говорить. Слушать его — одно удовольствие, так как обязательно открывается что-то новое, доселе не известное. На одном из стендов вижу нательные медные крестики. Они были найдены в окрестностях села Чутановка. И на вопрос: почему они такие разные по размеру, слышу в ответ: потому что были предназначены отдельно для детей, женщин, мужчин. Для детей — самые маленькие, чуть больше — для женщин, а самые большие — для мужчин. История каждого экспоната необычайно интересна и познавательна. Все эти вещи, конечно, имеют определённые ценности, так как связаны с жизнью и бытом наших предков. Согласитесь, что знание этих вещей и их принадлежность, всегда несёт в себе некоторую загадочность.

Но есть вещи из так называемого недалёкого прошлого. Напоминанием служат: школьная форма, пионерский галстук, барабан и горн — главные атрибуты пионерского движения. Это тоже многолетняя история, которая служит прекрасным примером детских организаций. Конечно, это всё в прошлом, но оно заставляет оглянуться назад, знать, чем жили их родители, на чём воспитывались. Несомненно, главным аспектом здесь является увлечение. Педагог ведёт за собой, не навязывая, не требуя, а увлекая учеников своими мыслями, знаниями, опытом и особенностью говорить о вещах, казалось бы, простых, но таких важных и нужных.

— На сегодняшний день нас очень интересуют истории различных игр, — говорит Виктор Васильевич, — в давние-давние времена были очень интересные игры, такие как, например, игра в кости, они напоминают игру в городки. Мы находим эти кости, собираем. Это тоже наша история. В век компьютерных технологий ребятам очень любопытно, какие игры интересовали детей и взрослых.

С волнением об окружающем мире

Виктор Васильевич в своё время окончил химико-биологический факультет Тамбовского педагогического института. И неотъемлемой частью его профессии, конечно же, является природный и окружающий мир. Он говорит о нём с нескрываемым интересом, так как есть некоторые моменты, которые его волнуют. Это, прежде всего, исчезающие виды растений, животных, насекомых, рыб, птиц. Одним словом, всё, что нас окружает. Он работает в тесном сотрудничестве с государственным заповедником "Воронинский". Этот тандем всегда плодотворный. Кроме того, с большим любопытством и интересом этим занимаются и учащиеся. Каждый год на базе Чутановской школы работает лагерь "Заповедный волонтёр", его состав 20 человек, практически все, кто обучается в школе. В его названии весь смысл и содержание. Цель одна — сберечь окружающий природный мир. По заранее заданным маршрутам ребята вместе со своим наставником В. В. Глушковым отправляются в экспедиции, которые приносят положительные результаты. Идёт кропотливая работа по определению найденного материала, в которой непосредственное участие принимают дети. Радости нет предела, когда подобные походы несут доказательный характер, когда работа по исследованию того или иного природного объекта подтверждается наглядным материалом. Этот год, как, впрочем, и предыдущие годы, для юных исследователей, да и для педагога стал удачным.

— Мы в своей работе используем Красную книгу Тамбовской области, — рассказывает В. В. Глушков, — кроме того, заповедник "Воронинский" предоставил нам список тех растений, которые могут у нас произрастать. По этим спискам работаем. В этом году мы нашли удивительный редкий вид растения, он не был даже в списках, это — горечавка лёгочная. Конечно, изучаем не только растения, но и редкие виды насекомых. Продолжаем изучение истории нашего края, а природный мир, как неотъемлемая его часть. Надо понять, что не только дети всему обучаются и познают, узнаю многое и я, ведь меняется климат. Некоторые виды растений и насекомых видоизменяются. Например, у нас появились белая цапля, она в наших местах не была, перелётная саранча, богомолы и так далее. Знакомство с ними позволяет узнавать большее о нашей природе, животном мире, их многообразии.

Выходя из класса, где мы вели беседу, подумалось, как важно, что с детских лет в этой школе воспитывают любовь к природе, краю, земле, гуманное отношение к окружающему миру.

Фото автора.

Автор: Лидия Белугина

По этой теме: Чутаногвская школадетиучитель биологии Глушков

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 15292

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика