Летать — занятие, может быть, и вполне естественное, но от этого ничуть не менее волшебное. Каким-то магическим образом оно меняет наше отношение к жизни и возвращает нам способность мечтать. Мой сегодняшний собеседник еще тот мечтатель. За многие годы своей летной карьеры он не утратил способность удивляться чуду. "Когда я смотрю в окно летящего самолета, я неизменно бываю вознагражден, - делится со мной Михаил Даниелян. - Если обозревать мир с большой высоты, он представляется более осмысленным что ли". Михаил Юрьевич, ловко пробежавшись по клавиатуре компьютера и зайдя на свою страничку в социальной сети, практически по одному клику находит мне видео. По его уверенным манипуляциям вижу, что этот видеоролик несомненно в списке его любимых, и показывает он его своим собеседникам довольно часто. Видео не профессиональное, любительское: курсанты ККЛУГА летят на заоблачной высоте. "Облака! — восклицает Михаил Юрьевич. — Вы только посмотрите, какие облака!" Я с улыбкой вглядывалась в этого зрелого мужчину, пилота с огромным стажем, инструктора по воспитательной работе Краснокутского лётного училища гражданской авиации. Казалось бы, на своем профессиональном поприще уже нужно давненько пресытиться видами неба, ощущением полета и иной романтикой летной специальности, но нет, несмотря на то, что недавно он отметил свой юбилейный пятидесятилетний день рождения, он, как мальчишка-первокурсник, заново переживает те эмоции, которые тревожат душу каждого, кто хоть раз отрывался от земли.
Нет, Михаил никогда не летал за штурвалом огромных воздушных лайнеров, ему больше по душе скромный Ан или Ил, к которым он прикипел душой. Именно на Ан-2 он совершил свой первый самостоятельный полет, да так и остался в малой гражданской авиации. Сначала в солнечном Баку, а затем здесь в Саратовской области в г. Балаково он наматывал "километры" воздушного пространства. По мнению героя моего повествования, только 3% из общего числа желающих научиться летать - это летчики от Бога, 92% - это те, которых можно научить летать, а вот 5% остается за теми, для кого как нельзя лучше подходит известная пословица "Рожденный ползать – летать не может". И первых, и вторых, и третьих с высоты своего опыта видит насквозь Михаил Даниелян. Говорит, что даже на первом разводе, глядя на "новобранцев", он со стопроцентной вероятностью может сказать, что выйдет в будущем из каждого курсанта, и, поверьте, его суждения практически всегда имеют под собой серьезные основания.
Самолет для моего собеседника никогда не казался грозной конструкцией, видел он их с детства, в шесть лет уже вдоль и поперек облазил кабину пилота. Отец Михаила, опытный пилот не запрещал мальчишке проводить эти исследования. Так как был уверен – сын пойдет по его стопам, продолжив семейную династию летчиков. А династия ведь и, правда, именитая. Дед нашего героя Михаил Данилович Абрамов не просто человек – легенда. Именно он стоял у истоков создания летного училища на краснокутской земле. Кстати говоря, моего собеседника и назвали в честь именитого родственника. А вот сам Миша, поступив в КЛУГА, долго колебался: правильный ли выбор сделал. Но первый полет расставил все точки над "i", крепкими оковами приковав его к профессии лётчика. Впрочем, как и его родного брата Артемия, который впоследствии также стал выпускником данного учебного заведения.
Михаил Юрьевич человек совершенно неординарный, и даже не потому, что он принадлежит к числу представителей элитной специальности, а потому, что на своем жизненном пути он попробовал себя в различных сферах. Был и милиционером, и руководителем хозяйства, и не один год проработал в стенах администрации района. Если бы у него, как у курсанта летного училища, была зачетка, в ней бы непременно по каждому пройденному этапу судьбы обязательно стояла бы пятерка с плюсом. На отлично сдал он и итоговый экзамен по "семейной специальности", с честью отстояв звание "Лучшего папы Саратовской области". И вот что особенно важно, папой его называют не только в кругу домашнем, за годы своей работы в ККЛУГА он стал "отцом" для многих его курсантов. Выслушать, понять, простить, где надо по-отечески сказать крепкое словцо для порядка – для нашего героя это ежедневная работа. Несмотря на то, что его основное направление деятельности – воспитательное, он с легкостью может заменить любого летного инструктора, если понадобится. В небе, как и прежде, он является отличным наставником и учителем. А еще я знаю один удивительный факт об этом человеке, ведь летать он может и без помощи самолета, как, удивитесь вы. Его крылья за спиной – его семья. Именно близкие люди дают ему тот ни с чем несравнимый заряд добра, позитива, счастья, благодаря которому он словно парит над землей.
Да, быть с небом на ты — это не просто работа, это образ жизни. И даже не только потому, что нужно иметь отменное здоровье и знать назубок устройство летательных аппаратов. Здесь нужно быть уверенным в себе, в своем предназначении и своем стремлении сделать что-то хорошее для себя, для людей, для своей Родины, а у Михаила Юрьевича этого не занимать.