"Управление единым образовательным пространством в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта" - такова тема областного семинара, который прошел на базе школы №3.
Организаторами мероприятия выступили министерство образования Саратовской области, Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, управление образования администрации Краснокутского района и МОУ сош №3. Главной задачей семинара стало обобщение опыта работы данного учебного заведения по сохранению единства образовательного пространства и преемственности ступеней начального и общего образования при реализации ФГОС. Начиная с 2010 года, школа №3 стала пилотной площадкой по апробации механизмов введения ФГОС, сначала начального общего образования, а затем и основного. - Для достижения планируемых результатов нового качества образования, - говорит директор школы Светлана Чиженькова, - необходимо было решить целый ряд задач, некоторые из которых уже позади. Это повышение квалификации учителей (92% педагогов школы приняли участие в районных, областных научно-практических семинарах, 100% прошли курсовую подготовку); создание новой образовательной среды: организация образовательного процесса, обеспечивающего формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС; обеспечение гласности и прозрачности всех действий и процедур; подготовка информационно-методического ресурса; улучшение материально-технической базы школы. Методической основой реализации стандартов в образовательном процессе были выбраны УМК "Школа 2100" и "Школа 21 век". На наш взгляд, организация деятельности УМК - это "мост" к переходу на новый образовательный стандарт. За последние 4 года школа достигла определенных результатов в образовательном процессе. Специфика деятельности общеобразовательного учреждения до введения ФГОС позволила строить общеобразовательный процесс, опираясь уже на сложившиеся традиции, которые не противоречили идее ФГОС. Это программа развития "Школа достижений", подпрограммы "Новые педагогические технологии", "Интеллект+", "Здоровье", "Подросток". То, что школа богата своими традициями и сильна не только в образовательном процессе, но и во внеурочной деятельности, собравшиеся смогли убедиться во время представления визитной карточки школы. Участники семинара смогли оценить творчество вокальной группы "Синяя птица" (рук. - учитель музыки С. Карамышева), которая стала победителем межрегиональной Школы диалога культур "МОСТ"-2014, имеет диплом международного фестиваля-конкурса им. Ермолова "Мы вместе", увидеть показательные занятия секции по рукопашному бою, руководит которой С. Чихляев. Участников семинара приветствовал отряд юных помощников полиции "МВД", работу которого курирует ст. инспектор детской комнаты полиции Д. Коробков. Участники семинара смогли по достоинству оценить игру школьной команды КВН "Респект", выступление детского хора, который является настоящей гордостью учебного заведения. - Благодаря ФГОС, - продолжает Светлана Анатольевна, - информационная среда эффективно входит в жизнь школы, пронизывая все направления образовательной деятельности, органично дополняя новыми техническими и технологическими ресурсами, новыми квалификационными качествами кадрового состава и учебными компетенциями учащихся, новыми методическими образовательными ресурсами, а также новыми образовательными методиками на основе информационно-коммуникационных технологий. Для этого в школе имеются все условия: два кабинета информатики, компьютерный парк из 75 компьютеров, внутренняя локальная сеть и подключение к сети Интернет. В этом учебном году педагоги начали осваивать работу с социальными сервисами Веб 2:0. Потенциал этих сервисов огромен и уже широко используется в образовании. Блок социальных сервисов открывает новые горизонты перед неформальным образованием, дает возможность не только получения, но и создания информации. Первооткрывателем использования сервисов веб 2:0 стала учитель русского языка и литературы Е. Костицина. Ее программа внеурочного занятия "Проектная деятельность" стала лауреатом межрегионального конкурса рабочих программ, проводимого сетевым образовательным сообществом "Открытый класс". Результатом работы стала победа в межрегиональном веб-квесте "Старый новый год", где среди 75 команд наша команда стала лауреатом конкурса. Разнообразные формы организации внеурочной деятельности, существующие в школе, значительно повышают активность и работоспособность детей, способствуют психологической разрядке. Внеурочные занятия "Хоровое пение" и театральная студия "Закулисье" разработаны и опробированы педагогами еще задолго до введения ФГОС. "Хоровое пение" (рук. С. Карамышева) развивает не только эстетические способности, интересы учащихся, но и укрепляет их здоровье. Театральная студия "Закульсье", воспитавшая уже 15 поколений учащихся, сегодня принимает в свои ряды пятиклассников и шестиклассников. Ее ведет учитель высшей категории, победитель Приоритетного национального проекта "Образование" Г. Шапиянова. Педагог занимается не только постановкой речи актеров, но и учит оформлять афиши, декорации, придумывать дизайн костюмов. Практическая работа семинара разделилась на секции по разным направлениям. Преподаватели школы в общей сложности дали девять открытых занятий. Мне, как корреспонденту, удалось побывать на трех. Это урок математики в 5 классе "Действия с обыкновенными дробями", который провела учитель математики Л. Родыгина; занятие кружка "Разноцветный английский" - учитель иностранного языка О. Наумова и мастер-класс "Развитие ИКТ – компетенции учащихся в рамках проектной деятельности" учителя русского языка и литературы Е. Костициной. На первом занятии гости вместе с учениками вовлеклись в процесс подсчета облицовочной плитки в ванной комнате. Преподаватель смог на наглядном примере показать необходимость предмета в жизненных ситуациях. Внеурочное занятие по английскому вернуло всех гостей в детство, в сказку. Здесь дети выступали в роли актеров театра кукол, где сказочные персонажи произведения К.И. Чуковского "Мойдодыр" разговаривали на английском языке. Во время мастер-класса ребята с помощью веб-сайтов создавали различные музыкальные открытки на тему "Русский пейзаж в поэзии и живописи 19 века" и заслужили искренние аплодисменты. Пока шла работа секций, в редакции школьной газеты "Большая переменка" кипела работа – ребята создавали очередной номер. Фотокорреспонденты печатали фотографии, юные журналисты брали интервью у участников семинара и писали заметки, технические работники отвечали за верстку газетных полос. Курировала работу школьной газеты ее руководитель Г. Шапиянова. Пока одни ее подопечные делали газету, другие давали заключительный спектакль. Традиционно театральная студия "Закулисье" предоставляет на суд зрителям спектакль "Про Федота-стрельца, удалого молодца" (Л. Филатов). Великолепная игра юных актеров, красочные декорации и костюмы - все это говорит о том, что дети с желанием занимаются в студии. Как сказала в своем заключительном слове завкафедрой управления образования ГАОУ ДПО "СарИПКиПРО" К. Зайнетдинова, "мы пытались объять необъятное", то есть побывать на всех открытых уроках. И там, где удалось увидеть мастерство педагогов, не переставали удивляться. Оказывается, нам всем еще много предстоит узнать. Хочется отметить, то, что мы увидели на уроках - многолетняя системная работа. Это результат каждодневного кропотливого труда учителя, и как результат, доступность подаваемого материала детям".