"Мы сейчас достаточно подробно обсудили уточнённый прогноз социально-экономического развития на 2015 год. Хочу сразу сказать, основные его параметры были поддержаны участниками совещания, и Председатель Правительства подвёл итог, сказав, что на основе этого прогноза мы будем строить и уточнения параметров бюджета. Мы должны будем войти в Государственную Думу с законопроектом об изменениях и дополнениях в бюджет.
Напомню эти основные параметры.
Мы исходили из того, что санкционный режим сохраняется и сохраняется примерно текущая конъюнктура, даже более жёсткая конъюнктура сырьевых рынков – то есть цена нефти 50 долларов за баррель, газа – 222 доллара за 1 тыс. кубометров.
Хочу сказать, что это гораздо консервативнее, чем практически все экспертные оценки, примерно на 10 долларов за баррель ниже, чем консенсус-прогноз (он 60 с лишним долларов за баррель на 2015 год).
При этом мы выходим на то, что существенно меняется соотношение экспорта и импорта – довольно сильное сокращение экспорта, прежде всего за счёт стоимостных изменений по нефти и газу. При этом сохраняется высокое положительное сальдо торгового баланса – порядка 137 млрд долларов и текущего счёта – 56 млрд долларов, довольно высокий отток капитала, связанный с невозможностью рефинансировать российским заёмщикам свои задолженности на глобальных рынках капитала, – 115 млрд долларов.
Это приводит к довольно существенной инфляции, изменению курсовых соотношений. Индекс потребительских цен 12,2% – декабрь к декабрю, 15,8% – среднегодовой, что ведёт к снижению потребительского спроса, снижению розничного товарооборота.
Также предполагается довольно высокое снижение инвестиционной активности, связанное как с удорожанием компонентов инвестиционного спроса в связи с изменением курсовых соотношений, так и с высокой степенью неопределённости, высокими ставками кредита для конечных заёмщиков – минус 13,7% спад инвестиций. Единственным работающим источником экономического роста в такой ситуации является чистый экспорт за счёт импортозамещения и некоторого увеличения экспорта. Имеется в виду, что в физических объёмах экспорт вырастет на 0,1%. В результате вклад чистого экспорта более 6% (6,7% ВВП), который на две трети компенсирует спад, связанный со спадом инвестиционной активности и потребительского спроса.
Сейчас мы будем готовиться к тому, чтобы определить параметры бюджета на основании этого прогноза".
По условиям прогноза доходы бюджета снизятся на 2 трлн 340 млрд рублей, в основном за счёт нефтегазовых доходов (2,2 трлн примерно), и очень небольшое изменение по ненефтегазовым. Сальдирующий результат – 2,34 трлн.
При этом я не уверен, что придется сокращать расходы бюджета, - отметил Улюкаев.
"Изменение доходов может означать либо сокращение расходов, либо увеличение дефицита. И то и другое возможно. Я считаю, что мы должны исходить из существующего бюджетного правила, которое определило параметры расходов. По нашему счёту, возникающий дефицит составляет 3,8% валового внутреннего продукта. С моей точки зрения, он может быть полностью профинансирован за счёт резервных фондов".
Относительно позиции Минфина не индексировать зарплаты бюджетникам и социальные выплаты, Алексей Улюкаев отметил следующее, - "Я не готов сейчас ответить однозначно на этот вопрос. Я считаю, что это обсуждаемо. Мы должны это обсудить в рамках сравнения альтернатив: что мы получаем при сокращении бюджетных расходов за счёт неиндексации (для 2015 года это примерно 30 млрд рублей), что из этого следует для совокупного спроса, для других обстоятельств".
О влиянии этой ситуации на положение в нашем регионе мы сообщим в следующих новостях Саратова