Поэтому вопрос, касающийся молодых и будущих избирателей, заботит организаторов выборов. Наряду с проведением различных мероприятий, посвященных вопросам повышения правовой культуры молодежи, в настоящее время довольно успешно зарекомендовало себя школьное самоуправление, благодаря которому работа по приобщению подрастающего поколения к участию в общественно-политической жизни своего образовательного учреждения, района, области и страны в целом стала намного плодотворнее и эффективнее. Школьное самоуправление - это наука правильно взрослеть, сохраняя искренность в общении с ровесниками, приобретая опыт работы в коллективе и внутреннюю дисциплинированность. Именно этой позиции придерживалось руководство Краснокутской средней школы №2, когда принимало решение о создании на базе образовательного учреждения республики "КЕДР". Сегодня наш разговор с заместителем директора по воспитательной работе, куратором работы органов самоуправления школы Алексеем Матвеевым.
- Алексей Алексеевич, как появилась идея создания такого органа школьного самоуправления как республика "КЕДР"?
- У истоков создания детского школьного объединения стоят практические уроки по обществознанию. Учителем истории И. Котуновым было предложено провести "выборы президента" в целях подготовки старшеклассников к реальной жизни, изучения Конституции и законов страны. Игра имела успех, и на Совете старшеклассников было принято решение о признании выборов, как избрания председателя Ученического совета. В школе появился первый президент – Косороткина Мария. Но уже через год выборы стали совсем не игровой ситуацией, а полноценным этапом школьного процесса. Именно тогда одним из кандидатов в президенты школы было предложено создать детскую организацию школы. Учащиеся школы большинством голосов поддержали призыв, и вторым президентом школы стал Мищенко Иван. Благодаря ему и его команде 1 апреля 2004 года на свет появилась школьная республика "КЕДР".
- Почему именно "КЕДР"?
- КЕДР – это Крепкая Единая Детско-юношеская Республика, основу отношений педагогов и учащихся в которой составляют сотрудничество и равноправное партнерство. Самоуправление в школе рассматривается как необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника. Цель - адаптация их к жизни в изменяющихся условиях.
- Алексей Алексеевич, расскажите, пожалуйста о том, на каких принципах основана работа республики?
- Ребята разработали и утвердили структуру ученического самоуправления в классе и в школе, определили направления деятельности, создали свою школьную эмблему, герб, гимн школы и Конституцию, которая была принята 9 сентября 2005 года. На заседаниях парламента был принят Устав самоуправления учащихся, который утвердили на референдуме. Республика "КЕДР" делится на губернии - классные коллективы, губернии, в свою очередь, делятся на регионы. Школьное самоуправление осуществляется в республике следующим образом: коллегия школы - директор школы, зам. директора школы по воспитательной работе, представитель родительского комитета,
президент школы. Она является надзорным и контролирующим органом. Ученический комитет школы состоит из президента, Кабинета министров, Парламента школы, который, в свою очередь, состоит из Совета губернаторов и Совета представителей губернии.
Ученический комитет является центральным органом самоуправления, школьный парламент - законодательный и представительный орган самоуправления учащихся. Совет представителей губерний состоит из представителей учащихся 5-11 классов (по одному от класса), от 1-4 кл. интересы могут представлять старшеклассники, шефствующие над ними, и координаторы от педагогического коллектива. В ученический комитет входит Кабинет министров. Кабинет министров - исполнительный орган школьного самоуправления, реализующий в практической деятельности цели и задачи, намеченные решениями законодательной власти. Назначается он из представителей губерний. Имеет следующие подразделения: министерство культуры, министерство спорта, министерство труда, министерство информации, министерство учебы, министерство поведения.
- Неизменным атрибутом каждой республики является своя символика, как Вы подошли к решению этого вопроса?
- Парламент школы утвердил символику республики. Герб золотистого цвета, подразумевает цвет пшеничных полей родного края, глобус, земной шар показывает многонациональность, дружбу, взаимное понимание и сотрудничество между ребятами разных национальностей, перо - инструмент познания, главное орудие в руках школьника, который помогает приобретать и получать знания, книга - источник знаний. Флаг имеет три цвета: белый - чистота помыслов; голубой - цвет неба, стремление к высокому, чистому, доброму, нежному; красный - яркость знаний, полученных в этой школе; солнце - освещение дороги, тепло и доброта; кедровая веточка с орехом - мы крепки, как этот орешек, молоды, как этот цвет, цвет новой жизни, новых познаний и начинаний. Гимн существует уже 13 лет. Его мы решили оставить. С ним мы начинаем все наши торжества. Слова написали выпускники школы Курилов Владимир и Т. Антипова. Музыку - бывший наш учитель музыки – М. Карасева и учитель музыки сегодня – Марина Мельникова.
- Алексей Алексеевич, по уже давно сложившейся традиции в стенах Вашего образовательного учреждения проходят выборы президента школы, не исключением стал и этот год, расскажите подробнее об этом мероприятии, особенностях его проведения?
- Как и все предыдущие годы, согласно Конституции республики "КЕДР", в апреле 2013 года прошли очередные выборы президента школы. Этот год дал школе уже 11-го президента за всё время существования детско-юношеской организации. В начале апреля на заседании Парламента было принято решение о начале предвыборной кампании. На основании этого решения был издан приказ президента, определяющий сроки ее проведения и устанавливающий ответственных. Там же были определены сроки проведения агитационной кампании и дата выборов, избраны члены избирательной комиссии и утверждены кандидаты. Важным этапом предвыборной кампании стало подписание кандидатами в президенты школы договора о дружелюбии, понимании и общей работе во благо школы, девизом которого стали слова - "Амбициям у нас нет времени, когда идет прорыв вперед!".
В рамках подготовки к выборам прошли встречи кандидатов с избирателями. Они поэтапно встретились с учащимися школы и их классными руководителями, ближе познакомились с ребятами, рассказали о своих программах и показали им свои агитационные видеоролики. Кандидаты и их доверенные лица рассказали избирателям о своих программах, ответили на вопросы, а 29 апреля в школе состоялись выборы.
Все классы голосовали в соответствии с графиком, учительский и вспомогательный персонал мог проголосовать в любое время. Право голоса имели все педагоги, технический и вспомогательный
персонал, все учащиеся 5-11 классов, по два человека от 2-4 классов (староста и депутат в парламенте от класса). Интересы 1-х классов представляли педагоги-координаторы, которые кроме собственного голоса отдавали ещё один, зависящий от пожеланий представляемого коллектива. Для работников и педагогов школы, которые не могли покинуть рабочее место, была создана выездная комиссия. Под бдительным присмотром наблюдателей члены избирательной комиссии посещали отдалённые кабинеты школы с переносным ящиком. Выборы проходили очень активно, явка составила около 74%. Не забыли члены избирательной комиссии и тех, кто не мог посетить актовый зал, хотя и находился в это время в здании школы. Это учителя, которые вели уроки; повара, которые готовили обед, и другие работники школы, которые не смогли покинуть своё трудовое место.
Вновь избранный президент республики "КЕДР" вступил в должность 25 мая 2013 года в день Последнего звонка, согласно Конституции республики "КЕДР". Президентом школы на 2013 -14 учебный год стала учащаяся 10 класса Фибих Елена.
Развитие школьного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени, но предоставлять власть учащимся, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.