Более 27000 выпускников, многие из которых вписали не одну славную страницу в историю советской и российской авиации. И для всех учеба в ККЛУГА – это незабываемые годы курсантской жизни и краснокутское небо, давшее путевку в большую авиацию. Среди них и Александр Анатольевич Караман, вернувшийся в 2009 году в Красный Кут спустя почти двадцать лет после его окончания и возглавивший старейшее в России летное училище в непростые для него годы. За прошедшие шесть лет это первое интервью Александра Анатольевича для районных журналистов, его размышления о собственной летной биографии, о судьбе учебного заведения, о ближайших планах, которые уже давно перешагнули территорию летного училища.
- Александр Анатольевич, спасибо, что согласились на интервью, и хотелось бы начать наш разговор с Ваших первых шагов в авиации. С чего и когда все-таки началась Ваша влюбленность в небо?
- Родом я из Донецкой области, там прошли мои детские и юношеские годы. Вы спрашиваете, с чего и когда началась моя влюбленность в небо, не раздумывая, говорю, с детства, с рассказов деда летчика, положившего начало летной династии в нашей семье. Я не стал исключением, наверное, это уже в крови. Поэтому особых мучений с выбором – какой путь выбрать после школы - не было. Краснокутское летное училище, эту летную школу с богатыми традициями, известными летчиками с мировыми именами, прошел и мой дед, и отец. Так сложилось, что прошел ее и я, продолжив династию уже в третьем поколении.
- В общем, была одна у юноши мечта - высота?
- По крайней мере она все другие мечты переборола. Да и были ли они столь важны? Так что мечту летать бережно несу с самого детства. Правда, было еще одно серьезное увлечение - спорт, занимался самбо, даже становился призером Европы в этом виде. Были предложения идти дальше, тренироваться, может достиг бы больших спортивных званий, побед, но в выборе между спортом и небом победило небо. И он был верным.
- И вот Вы - пилот гражданской авиации. Как дальше складывалась летная биография?
- Начинать летать пришлось в непростые 90-е годы. Это было время, когда аэрофлот развалился, авиакомпании стали выкарабкиваться любым путем, и нас летчиков загнали в длительные рейсы вдали от дома. Где только не приходилось летать, даже в Заполярье. Но, несмотря на все сложности, как в жизни, так в профессии, даже мысли не возникло бросить летать, отступиться от своих идеалов, для меня бы это было сродни предательству по отношению и к деду, и к отцу, я рад, что меня воспитали так, что трудностей не стоит бояться и перед ними пасовать, их надо преодолевать. Были в летной биографии и годы работы в Ульяновском высшем авиационном училище. А потом поступило предложение продолжить летную работу в Красном Куте.
- Александр Анатольевич, когда Вам последовало предложение возглавить Краснокутское летное училище, какие чувства, переживания Вы в тот момент испытывали?
- Честно? Охватил трепет, хотя мне это не совсем свойственно, от того, что возвращаюсь в родное училище, где учился, в ином статусе, в город, где остались знакомые, друзья. Но в то же время понимал, какая ответственность на меня возложена, ведь училище находилось в буквальном смысле на грани закрытия. Поэтому главная задача, которую ставил в тот момент лично перед собой – это сделать все для того, чтобы сохранить старейшее училище, кузницу кадров для гражданской авиации, повысить его престиж, чтобы курсанты, после окончания, были востребованы и могли продолжить летать.
- За прошедшие шесть лет многое удалось. Коллектив летного училища, его выпускники, насколько приходилось слышать, именно с Вашим именем связывают его возрождение?
- Еще в детстве мне дед сказал, что жизнь надо прожить так, чтобы при встрече с людьми ты никогда не прятал глаза в землю. Эти слова запомнил на всю жизнь. Поэтому и живу так, чтобы не было стыдно ни за поступки, ни за свои действия, ни за слова. Да, в училище многое сделано, отремонтированы учебные и производственные корпуса, общежития, медсанчасть обеспечена современным медицинским оборудованием, благоустроена территория. Но самое главное - возрос престиж училища. Для сравнения, шесть лет назад здесь на всех трех курсах обучалось всего 60 человек, а сегодня - 460. В прошлом году набор на первый курс составил 170 человек на бюджет и 30 – на коммерцию, конкурс составлял 10 человек на место. В этом году планируем принять порядка 170 человек. Но желающих поступить в Краснокутское летное училище намного больше.
- Александр Анатольевич, в этом году училище, можно так сказать, распрощалось с АН-2, процесс был болезненным?
- Нельзя сказать что мы совсем распрощались с АН-2. Действительно, в училище поступила новая авиационная техника – "Cessna-172", "Di amond-40", "Diamond-42", "L-410". Но в наших планах создание коммерческой эскадрильи, и дальнейшее использование "АН-2" на авиахимических работах. Востребованность в этом есть. Конечно, времени на то, чтобы прошла полная смена старой авиационной техники на новую, было мало, но коллектив с задачей справился.
- В феврале этого года Вы возглавили районное отделение Всероссийской общественной организации "Боевое братство". Что планируете в этом направлении Вашей работы?
- Планируем собрать всех участников боевых действий вместе, провести своего рода форум, обсудить проблемы, выстроить дальнейшую совместную работу. У многих за плечами большой опыт, а вот с трудоустройством немалые проблемы, приходится уезжать от семьи, от дома, чтобы найти работу. Поэтому есть идея создать частное охранное предприятие от "Боевого братства", чтобы предоставить возможность работать на месте, а не вдали от дома. К 15 февраля 2016 года планируем в Красном Куте открыть памятник воинам–интернационалистам. Уже есть договоренность с главой администрации района Дмитрием Уполовниковым, есть конкретная поддержка. Сейчас в этом направлении работаем. Надо подождать, не хотелось бы раскрывать все секреты. Главное – сделать районное отделение "Боевого братства" - крепкой, действенной, мощной общественной организацией, которая среди многих задач занималась патриотическим воспитанием подрастающего поколения на примерах наших дедов и отцов.
- Александр Анатольевич, поделитесь с читателями ближайшими планами?
- Это, прежде всего, строительство нового тренажерного комплекса, современного, оснащенного всеми техническими новшествами. Также в ближайших планах, это перспективы будущего года – реконструкция аэродрома с искуственной взлетно-посадочной полосой в рамках Федеральной целевой программы.
- Спасибо за беседу.
БЛИЦ "КВ"
Знак зодиака - Рыбы.
Увлечение - рыбалка, охота.
Что ценит в людях - порядочность.