Краснокутское летное училище гражданской авиации дало путевку в небо десяткам тысяч выпускников. Сегодня это старейшее учебное заведение гражданской авиации отмечает свой 75-летний юбилей.
История возникновения училища относит нас в 1940 год, когда активно развивалась авиационная отрасль. Гражданский воздушный флот вышел на первое место в мире по протяженности воздушных линий, перевозкам грузов, применению самолетов в отраслях народного хозяйства. Предвидя возможную агрессию гитлеровской Германии на Советский Союз, партия и правительство предприняли срочные меры по укреплению обороноспособности страны. Одной из таких мер было укрепление военно-воздушного флота. Для этого в различных городах страны были созданы около ста учебных эскадрилий, и подготовку молодых пилотов на самолетах У-2 поручили аэрофлоту, с последующим направлением их в ВВС и авиацию дальнего действия. Среди эскадрилий была учебная эскадрилья ГВФ, которая впоследствии будет переименована в Краснокутское летное училище ГА. Свою биографию 16-я отдельная учебная эскадрилья ГВФ начала в г. Первомайске Одесской области 16 декабря 1940 года. В Красном Куте она обосновалась на постоянное место прописки 17 ноября 1947, т.к. здесь были наиболее благоприятные условия для учебных полетов. 12 июня 1948 года училище было переименовано в Краснокутское лётное училище гражданской авиации. Период организации КЛУГА был непростым. Базы как таковой для размещения училища не было. Оно было размещено в бараках с печным отоплением. Курсанты на занятиях сидели в шинелях, питались в ветхой столовой. В авиагородке не было ни одного кирпичного здания. На аэродроме был один домик, в котором находились все летные службы и метеостанция. Инженерно-авиационная служба базировалась в землянках. Обслуживание самолетов проводилось без всякой механизации, заправка - ручным способом из емкостей. Из года в год училище росло, расширялась его материальная база, страна нуждалась в летных кадрах, в связи с этим увеличивался объем работ, увеличивалось и количество самолетов. На смену По-2 поступили в эксплуатацию самолеты Ли-2, Ан-2, Як-18А, ЯК - 18Т. В 70-ые годы происходит качественный рост уровня профессиональной подготовки летного состава, инженерно-авиационной службы, работников отделов и служб, постоянно пополнявшихся специалистами с высшим образованием. Приоритетным направлением в работе становится качество подготовки выпускников. Не секрет, что в перестроечные годы и начало двухтысячных судьба училища не раз висела на волоске. Неоднократно появлялись слухи о его закрытии. Еще несколько лет назад в них можно было поверить, когда снизилось на нет количество действующих бортов, сократился набор курсантов, не был обустроен быт учащихся, в запустении находились столовая и Дом культуры. Сегодняшняя обстановка в ККЛУГА говорит о том, что новое руководство выбрало правильный курс, направленный на развитие и поднятие статуса училища. - В этом году конкурс на поступление в училище составил 5 человек на место, - говорит директор ККЛУГА Александр Караман. - Курсантами первого курса стали 170 человек из разных городов России, стран ближнего зарубежья. Восемьдесят процентов из всех учащихся – это выпускники различных вузов. На следующий год планируем принять так же 170 курсантов. Интерес к профессии пилота высок, и мы стремимся выпускать из стен училища высококлассных специалистов. Чтобы будущие пилоты соответствовали современному уровню, курсантов обучают на новых типах самолетов. Для этого закуплено 22 "Diamond-40 тундра" (производство Австрия), 20 "Cessnа 172", два двухмоторных выпускных самолета Л-410. Обучение на этих типах самолетов позволяет безболезненно переучиваться на пассажирские "Боинги". Специально для установки тренажеров на Diamond и Cessnа построен тренажерный комплекс. Ведется строительство тренажера для Л-410. Сделана проектносметная документация для строительства искусственной взлетно-посадочной полосы шириной 60 метров и длиной от 1800 до 2200 метров. Пуск взлетно-посадочной полосы позволит аэропорту Красный Кут отвечать современным требованиям аэропорта и принимать пассажирские лайнеры. Стоит отметить, что обучение на старом проверенном АН-2 завершено. Для подготовки будущих пилотов нужны хорошие кадры. Если с пилотами-инструкторами особых проблем нет, всегда можно подготовить смену из своих выпускников, то с техническим составом ситуация напряженная. - Училищу требуются молодые специалисты технического состава, водители, - говорит директор училища. - На сегодняшний момент работает программа Росавиации "Молодой специалист", ряд других программ по привлечению молодежи. Получив целевое направление от училища, можно поступить в специализированные колледжи и лицеи, в высшие учебные заведения для получения специальностей и дальнейшего трудоустройства ККЛУГА. Надеемся, что выпускники школ откликнутся на наш призыв. Все, что достигнуто за последнее время, сделано руками дружного и сплоченного коллектива. Люди – наше богатство. Наши ветераны и пенсионеры, несмотря на преклонный возраст, по-прежнему оказывают посильную помощь в воспитании молодого поколения. 3а время своего существования училищем подготовлено для гражданской авиации более 27 тысяч пилотов и более 300 штурманов, в том числе 3 Героя Советского Союза, 1 Герой России, 8 Героев социалистического труда, 106 заслуженных пилотов, 4 заслуженных штурмана, 4 заслуженных работников транспорта, 2 заслуженных работника образования.