Газ — нетривиальный коммунальный ресурс, не только несущий тепло и свет в многоквартирные дома и частные домовладения, но и требующий максимально бережного отношения к себе. Повышение безопасности при содержании внутридомового (ВДГО) и внутриквартирного (ВКГО) газового оборудования стало одной из основ принципиально нового нормативного акта, устанавливающего правила пользования газом в части обеспечения безопасности. Речь о постановлении федерального Правительства № 41 от 14 мая 2013 г., вступившего в силу 1 июня 2013 г.
Специалисты отмечают, что новое постановление целиком и полностью расставило точки в спорах, касающихся технического обслуживания ВДГО и ВКГО. Предыдущий документ (постановление Правительства РФ №549) неполно прописывал вопросы безопасности, а также заключения договора, механизмы и границы ответственности поставщика и пользователя ресурса. Поразному можно было трактовать и обязанности абонента. Вышедший подзаконный акт, без преувеличения, открыл новую эру газопользования. Вкратце напомним историю вопроса. Своими корнями он уходит в начало 90-годов. В 1993-м когда начался процесс акционирования газовых хозяйств, значительная часть газового оборудования, стоявшая в домах, квартирах, осталась, по сути, бесхозной. Газовые компании отвечали только за трубопроводы, граница их ответственности, по существу, заканчивалась у стены дома. Хочу — делаю договор на техобслуживание, хочу — не делаю. Чаще — не делаю.
Вспомним резонансный инцидент, который наиболее ярко выявил пробелы в нормативной базе. Речь о трагедии, случившейся 27 февраля 2012 г. в Астрахани: произошел взрыв бытового газа,
рухнула, сложившись, как карточный домик, часть многоэтажки, погибли десять человек, а еще не менее ста остались без крова. После этого последовало конкретное поручение главы государства:
создать правовую комиссию, куда войдут представители ряда федеральных министерств, Ростехнадзора, МЧС, научного сообщества, чтобы устранить пробелы в законодательстве. Постановление №410, которое стало итогом этой работы, достаточно емко говорит о том, что нужно сделать для того, чтобы наши люди чувствовали себя безопасно. Оно расставляет акценты в вопросах ответственности обеих сторон — абонента и поставщика услуги. Есть понятия "исполнитель" и "заказчик". Кто должен делать техобслуживание? 410-е четко говорит, что это делает газораспределительная организация, которая транспортирует газ по своим либо арендованным сетям и доводит его до потребителя. На газовой организации лежит вся ответственность за обязательное заключение договора, четко прописан порядок его заключения. Если раньше газовики шли к потребителю, то теперь внесены изменения: представители газовых
служб направляют оферту абоненту, так и он может направить им предложение заключить гражданско-правовой договор. Порядок весьма жесткий: если на оферту, которую газовики прислали
абоненту или он им, не ответили в течение 30 дней, возникает право обратиться в суд, который может понудить либо заказчика, либо исполнителя заключить договор. Государство высказалось
максимально четко, обязав абонента заключать соответствующее соглашение с газовикам. Это очень мужественный шаг, очень серьезная подвижка, считают специалисты. Когда от чьего-то разгильдяйства гибнут люди, как в Астрахани, как, к примеру, в марте прошлого года в Энгельсе, то полумеры и либерализм тут совершенно неуместны. Постановление определяет и стоимость обслуживания ВДГО. В программном документе четко сформулировано: цены будут устанавливаться в соответствии с методиками ФСТ — Федеральной службы по тарифам, так же как тарифы по транспортировке, снабженческо-сбытовые и иные. Ценовой параметр ни в коем случае не может быть произвольно изменен в договоре с абонентом.
Новые правила устанавливают и порядок исполнения договора. Исполнитель, то есть газораспределительная организация (ГРО), не позднее чем за 20 дней до начала предполагаемых
работ уведомляет абонента: когда они придут. Потребитель должен определиться с ответом в течение 7 дней, а если этого не происходит, то ему направляется повторное уведомление. Если снова молчание, то пишется акт об отказе, который в конечном итоге может повлечь за собой приостановление подачи газа. Представители газовых компаний полагают, что вступление в силу новых Правил пользования газом позволит улучшить статистику несчастных случаев, а она, справедливости ради, неутешительная. Значительная часть "газовых" инцидентов происходит, конечно, во время отопительного сезона. Ответственность за пользование газом очень большая, особенно на абонентах, проживающих в многоквартирных домах. Будем надеяться, новые правила приведут к серьезным изменениям в сложившейся ситуации.