Нужен ли психолог в школе? "Конечно", – скажет любой директор или учитель. А вот зачем он нужен, объяснят далеко не всегда. Чаще всего от психолога ожидают маленького педагогического чуда: чтобы все детские проблемы – от учебы до поведения – решались, а взаимоотношения в коллективе налаживались. Но, увы, психолог - не волшебник, а специалист с совершенно определенным кругом компетенций. И педагогу будет гораздо легче выстраивать совместную работу с психологом, зная спектр его реальных возможностей. Екатерина Шкодских в системе образования работает более 25 лет, причем все эти годы остается верна одному и тому же учебному учреждению нашего города – средней школе №3. В свое время успешно окончив Саратовское педучилище, она решила не останавливаться на достигнутом, впоследствии получив и высшее профессиональное образование в СГУ им. Чернышевского. Вот уже два года подряд Екатерина Александровна занимает должность психолога-педагога. В ее обязанности входит работа с учащимися 1-11 классов, их родителями и педагогическим коллективом школы. Свою повседневную работу она строит не только с целью оптимизации учебного процесса, но и с учетом конкретных трудностей, возникающих в процессе обучения, взаимоотношений в связке "ученик – родитель – учитель". Ежедневно психологом проводятся индивидуальные и групповые занятия со школьниками. Екатерина Александровна отмечает: "Для меня важно, чтобы каждому ребенку было комфортно в школе, чтобы он хотел в нее ходить и не чувствовал себя одиноким и несчастным. Важно, чтобы родители и учителя увидели его реальные проблемы, захотели ему помочь и, главное, поняли, как это сделать". По словам моей собеседницы, необходимо, чтобы ребенок, родители и учителя не были "изолированы" друг от друга, чтобы между ними не было противостояния. Над возникающими проблемами они должны работать совместно, потому что только в этом случае возможно оптимальное решение. Главная задача школьного психолога заключается не в том, чтобы решить возникшую проблему за них, а в том, чтобы объединить их усилия для ее решения. Екатерина Александровна умело подбирает методику, направленную на изучение интересующих ее способностей или особенностей ребенка. Широко использует она в своей работе материалы, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Компонуя и анализируя полученные данные, психолог строит свою дальнейшую работу: выделяет учащихся так называемой "группы риска", нуждающихся в коррекционных занятиях, готовит рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с детьми. По мнению Екатерины Александровы, для работы школьным психологом нужно обладать определенными качествами, а именно: умением слушать, сопереживать. Важно четко и понятно формулировать свои мысли, быть общительным, ответственным, тактичным, контактным, эрудированным, толерантным. Важно иметь чувство юмора, обладать широкими профессиональными знаниями, любить детей. Уже непосредственно в процессе работы развиваются такие качества, как умение общаться с различными людьми, понимать их проблемы и интересы, анализировать, находить компромисс. Буквально в последние несколько лет администрация все большего количества школ понимает необходимость участия психолога в школьном процессе. Все яснее вырисовываются конкретные задачи, решения которых ждут от школьного психолога. В связи с этим профессия школьного психолога становится одной из самых востребованных. На сегодняшний день во всех средних образовательных учреждениях г. Красный Кут обязательно есть представители этой профессии. В этом году при финансовой поддержке администрации средней школы №3 в данном учебном заведении была оборудована сенсорная комната, аналогов которой в районе пока не существует. По словам Екатерины Александровны, данное нововведение стало настоящим прорывом в работе социально-психологической службы, объединяющей представителей сразу нескольких профессий: социального педагога, логопеда, дефектолога и, наконец, педагога-психолога. Сенсорная комната – поистине волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В этой комнате размещено уникальное оборудование, позволяющее психологу работать со своими подопечными, проводить профилактику и даже лечение нервной системы и органов чувств. Сенсорные комнаты бывают разных типов, но все они имеют одну единственную цель – помочь обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему. Теперь у психолога Екатерины Шкодских появилась замечательная возможность организовывать занятия, привлекая светомузыкальное сопровождение, ультразвуковой распылитель эфирных масел, сухой бассейн с шариками, различные мягкие модули, сенсорную дорожку и интерактивное оборудование, световой стол для рисования песком. Работа данной комнаты уже хорошо зарекомендовала себя в практической деятельности. Например, ученик первого класса, назовем его Вова, к школе адаптируется очень непросто, сильно привязан к маме. В результате этого каждодневные капризы, нежелание посещать занятия, плач и слезы в начале учебного дня. Екатерина Александровна умело преодолевает психологическую напряженность малыша. Первой встречает его у дверей школы и непременно ведет в сенсорную комнату, где они с мальчиком рисуют песком. Эти ненавязчивые занятия помогают ребенку расслабиться и настроиться на нужный лад. Для кого-то очень значимо быстро и качественно выполнить задание, для кого-то – испечь вкусный хлеб, построить дом, для психолога же важно увидеть, как изменилось в лучшую сторону состояние человека, услышать слова благодарности, быть уверенным в благополучном исходе сценария, написанного жизнью.