И непременно вдохновенная игра музыкантов приковывала к себе внимание горожан, которые даже если и спешили по своим делам, все равно останавливались, чтобы насладиться великолепным звучанием медных инструментов. Так продолжалось до 60-х годов, после чего духовая музыка постепенно утратила былую популярность. И вот, наконец, этот вид искусства вновь начинает свое возрождение. Недавно в Саратове создали региональное отделение Всероссийского общества духовых оркестров, которое возглавил Александр Жигайло – многолетний главный дирижер Саратовского гарнизона, ныне доцент кафедры оркестровых духовых и ударных инструментов в Саратовской консерватории и дирижер Саратовского театра оперетты. Сегодня Александр Иванович гость нашей редакции.
- Добрый день, Александр Иванович, расскажите, с чего началось Ваше знакомство с музыкой?
- Я родился на Украие и в 5 классе поступил в музыкальное училище по классу скрипки. Когда педагоги поняли, что со скрипкой у меня все сложилось удачно, предложили мне, в числе других тридцати начинающих музыкантов, поехать в Москву для поступления в Суворовское военно-музыкальное училище, где был очень серьезный конкурс – 70 человек на место. На тот момент мне было всего 11 лет, но все же я оказался одним из тех счастливчиков, кому повезло поступить. По окончании училища меня рекомендовали на учебу в Московскую консерваторию на военно-дирижерский факультет. Там работали отличные педагоги, которые научили меня не только профессиональным навыкам, но и многим жизненным принципам. Потом была служба в армии, которую я проходил на севере в качестве военного дирижера. Затем работал в Саратовском военном училище внутренних войск, где возглавлял оркестр, который долгое время считался одним из лучших, занимая первые места во всех конкурсах, проходивших по России. Был главным гарнизонным дирижером Саратова, когда ни одно серьезное мероприятие, будь то 400-летие города Саратова или 200-летие Саратовской губернии, не проходило без нашего участия. В течение 20-ти лет являлся единственным дирижером оркестра "Волга-Бэнд". Сейчас моя работа связана с оркестром Саратовского театра оперетты, еще руковожу оркестром областной консерватории и преподаю студентам. Одним словом, музыка – это вся моя жизнь.
- Поясните, зачем все-таки оркестру нужен дирижер, и что означает движение палочкой?
- Дирижер нужен для того, чтобы, как минимум, задавать ритм и сигнализировать, кто в какой момент вступает - это действительно важно. Музыканты, конечно, и сами могут следить за происходящим по нотам, но это не всегда просто, а в большом симфоническом оркестре музыканты просто не могут услышать все партии. Дирижер отвечает за то, чтобы все было объединено единым темпом и настроением. Ну, а движение палочкой появилось еще во времена Штрауса, когда дирижером был скрипач, отмахивающий такт смычком. Позже в руках дирижера появилась более удобная палочка, а дирижера поставили на небольшое возвышение, и он словно воспарил над оркестром. Но основная функция дирижёра заключается, разумеется, не в отбивании такта, а в том, чтобы вдохновить весь оркестр. Ведь один и тот же оркестр с разными дирижёрами будет звучать абсолютно по-разному.
- Вы вдохновляете музыкантов своими эмоциями, мимикой, энергетикой, сами же стоите к публике спиной и не видите реакции слушателей. Что служит вдохновителем для Вас?
- Эмоции зрителя всегда передаются дирижеру, это сразу чувствуется по атмосфере, царящей в концертном зале. Если звучит симфоническая музыка, а в зале стоит тишина – это хороший знак, значит люди слушают. А вот на спектаклях, наоборот, хорошо, если публика живо реагирует на то, что происходит на сцене. Оперетта – более демократичный жанр, более веселый. И обычно, куда бы мы не ездили, все наши спектакли проходят с аншлагом, билеты продаются загодя, а у театральных касс висит табличка: "Билетов нет и не будет!" Не может не вдохновлять и прекрасное пение наших артистов оперетты. Ведь им приходится гораздо сложнее, чем, к примеру, оперным певцам, поскольку опера подразумевает статичное поведение артиста на сцене, а в оперетте помимо пения, артист много двигается, играя свою роль. Даже знаменитая Татьяна Шмыга признавалась, что петь оперетту намного сложнее, чем все остальное.
- На Ваш взгляд, духовая музыка в нашей стране возрождается? И можно ли будет в ближайшем будущем услышать любимые композиции живьем не только в Саратове, но и в небольших населенных пунктах?
- Несомненно, я недавно вернулся из Москвы, где принял участие в заседании актива Асоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах "Духовое общество", проходившее под председательством вице-премьера правительства Российской Федерации Ольги Голодец. На совещание съехались представители из всех областей и регионов страны. Речь шла о том, чтобы вернуть духовой музыке ту популярность, которая была у неё в нашей стране в середине прошлого века. Эта тема поднялась не случайно, чувствуется, что люди соскучились по такой музыке. Вот, к примеру, на 9 мая в Саратове на балконе консерватории играл духовой оркестр, а на улице стали стихийно собираться люди, которых с каждой минутой становилось все больше и больше. Они просто стояли под балконом и слушали, некоторые плакали. Кто-то снял эту сцену на видео и выложил в интернет. За 3 дня у этого видеоролика было 5,5 тысяч просмотров. А вскоре там появился весь концерт полностью. Разве это не говорит о востребованности духовой музыки? Поэтому свою задачу вижу в том, чтобы помогать возрождению духовой музыки не только в Саратове, но и небольших районных центрах. Кстати, мы приглашали на парад духовых оркестров и оркестр из вашего города, но его руководитель Игорь Деревякин отказался, и я понимаю, почему. Оркестру не хватает и инструментов, и музыкантов, а, будучи ответственным человеком, руководитель просто не мог позволить оркестру выступить не в полную силу. Поэтому таким энтузиастам, как он, мы обязательно будем оказывать помощь, чтобы и в Красном Куте, и в других небольших городах в ближайшее время зазвучала настоящая живая музыка.
- Александр Иванович, мы с Вами говорили о музыке и профессии, которая в жизни дирижера занимает большую часть времени. А чем Вы увлекаетесь вне музыки, как проводите свой досуг?
- У меня очень мало свободного времени, но если оно появляется, стараюсь посвятить его своим сыновьям. Старший сын служит в Национальной гвардии России, младший поступил в Краснокутское летное училище гражданской авиации. Кстати, недавно я впервые там побывал на посвящении в курсанты. Все, что я там увидел, мне понравилось. Когда нам с сыновьями все же удается собраться вместе, мы любим путешествовать. Посетили много красивейших мест в нашей стране, а нынешним летом побывали в Морокко и Испании.
- Спасибо, и пусть воплотятся в жизнь все Ваши творческие замыслы!