Уже в ближайшее время грядут серьезные изменения в транспортном законодательстве, которые существенно усложнят жизнь не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками грузов и пассажиров. Чтобы соответствовать данным требованиям, руководителям и перевозчикам потребуются специальные знания по безопасности дорожного движения самой высокой квалификации.
О том, чтобы реформы не застигли нас врасплох в самый неподходящий момент, мы попросили начальника Восточного отдела Сибирского МУГАДН Игоря Алексеева очертить основные пункты, появившиеся в законе.
– Федеральным законом от 20 декабря 2017 г. № 398-ФЗ внесены изменения в статью 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Так, с 21 декабря 2018 года юридические лица и, подчеркиваю, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, будут обязаны:
– не допускать управления транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами;
– соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
– анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
– организовывать в соответствии с требованиями вышеуказанного закона и Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
– обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
– осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей данных транспортных средств;
– оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее – тахографы).
Указанные выше юридические лица и индивидуальные предприниматели, кроме того, будут обязаны:
– создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и городского наземного электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
– обеспечивать стоянку транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя на парковках (парковочных местах), соответствующих требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, а также осуществлять техническое обслуживание и ремонт указанных транспортных средств в соответствии с требованиями, установленными статьей 18 настоящего Федерального закона;
– организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств.
Ужесточатся требования и к собственникам автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, превышает восемь. Они будут обязаны более пристально следить за их техническим состоянием:
– не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых их эксплуатация запрещена;
– осуществлять техническое обслуживание в сроки, предусмотренные документацией заводов-изготовителей данных транспортных средств.
– анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
Это лишь самый короткий список изменений, которые необходимо усвоить и внедрить в работу предприятий (даже самых небольших) в самый короткий период времени.
Хочу отметить следующее: уже с 22 декабря текущего года все плановые и внеплановые проверки предприятий будут осуществляться с учетом требований данного закона (№ 398-ФЗ). И отговорки о том, "что не знал", "не прочитал" или "не успел ознакомиться и подготовиться" не будут приниматься во внимание. Мы будем принимать законные меры, предусмотренные административным законодательством.
Призываю всех руководителей и предпринимателей, связанных с транспортом, заблаговременно ознакомиться с данными изменениями в законе "О безопасности дорожного движения" и приступить к его исполнению.