Петербургский детский психолог Екатерина Мурашова провела интересный эксперимент. Она попросила 68 подростков от 12 до 18 лет на 8 часов выключить телефоны, компьютеры, плееры, ТВ и ни с кем не общаться.
"Легкотня!" - решили детки. Итог: 8 часов без гаджетов выдержали только трое школьников. "Я больше не мог", "Мне казалось, что я сейчас взорвусь", "У меня голова лопнет" – говорили они. 65 человек признали свою полную зависимость от социальных сетей, Интернета, телефонов и ТВ.
Более того, подростки жаловались на приливы жара или озноб, головокружение, тошноту, потливость, сухость во рту, тремор рук или губ, боль в животе или груди, ощущение "шевеления" волос на голове. Почти все испытывали беспокойство вплоть до "панической атаки".
У троих возникли суицидальные мысли.
"Я и подумать не могла, что для подростков одиночество окажется настолько травматичным, а встреча с собой настолько пугающей. Я думала, что подростки в одиночестве просто подумают о чем-то новом для себя…" –говорит Екатерина.
Удивительно то, что дети добровольно согласились побыть в одиночестве, у каждого был подробный план занятий, ведь им было разрешено читать книги, готовить, заниматься творчеством, играть на музыкальных инструментах, гулять.
Трое ребят, которые все-таки смогли 8 часов побыть наедине с собой, занимались любимыми делами. Один мальчик клеил модель парусника, с перерывом на прогулку с собакой. Другой разбирал свои коллекции насекомых и пересаживал цветы. Никаких страданий они не испытали.
Третья – девочка – писала дневник, правда, литературно описывая свои мучения.
Еще одна настораживающая деталь – когда подростки срывались, они в первую очередь звонили по телефону или начинали писать друзьям в социальных сетях.
"Я уверена, что почти все мои ровесники в этом возрасте побежали бы общаться в реальности, хотя телефоны у нас в то время тоже были" – говорит Екатерина. Готовы ли сегодня подростки вкладываться в реальную, а не виртуальную дружбу? – задает она себе еще один вопрос.
Причина таких результатов эксперимента, по мнению психолога, – современных детей слишком много развлекают, и они не умеют сами себя занять, не встречаются сами с собой.
Родители контролируют каждый шаг ребенка, всё его время расписано – с 1,5 лет "развивающие" центры, кружки, бассейн, английский… Жалкие остатки времени поглощает Интернет и социальные сети. В итоге внимание подростка постоянно кем-то занято, он не успевает лучше узнать самого себя.
"Да, общение, стремление к группированию стоят на первом месте в подростковом возрасте. Но он все-таки должен мочь быть и один!" – объясняет психолог.
На исследование Екатерины, после его появления в Интернете, отозвался 26-летний молодой человек. Он написал психологу письмо. По его словам, ему тоже было бы трудно обойтись без гаджетов, но проблема в другом.
"Ну даже если мы усилием воли заставим себя остановиться, – писал он. – Отключим все гаджеты и заглянем внутрь себя – где гарантия, что там есть с кем встречаться? А если я обнаружу, что ТАМ, внутри, никого нет?".
Такой гарантии психологи, конечно, не дают.
В эксперименте приняли участие 68 подростков в возрасте от 12 до 18 лет: 31 мальчик и 37 девочек.
Довели эксперимент до конца (то есть восемь часов пробыли наедине с собой) трое подростков: два мальчика и девочка.
Семеро выдержали пять (и более) часов.
Остальные – меньше.
Что делали подростки во время эксперимента
— готовили еду, ели;
— читали или пытались читать,
— делали какие-то школьные задания (дело было в каникулы, но от отчаяния многие схватились за учебники);
— смотрели в окно или шатались по квартире;
— вышли на улицу и отправились в магазин или кафе (общаться было запрещено условиями эксперимента, но они решили, что продавцы или кассирши – не в счет);
— складывали головоломки или конструктор "Лего";
— рисовали или пытались рисовать;
— мылись;
— убирались в комнате или квартире;
— играли с собакой или кошкой;
— занимались на тренажерах или делали гимнастику;
— записывали свои ощущения или мысли, писали письмо на бумаге;
— играли на гитаре, пианино (один – на флейте);
— трое писали стихи или прозу;
— один мальчик почти пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах;
— одна девочка вышивала по канве;
— один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало тошнить;
— один юноша прошел Петербург из конца в конец, порядка 25 км;
— одна девочка пошла в музей политической истории, а ещё один мальчик – в зоопарк;
— одна девочка молилась. Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились "дурацкие" мысли.
Прекратив эксперимент, 14 подростков вышли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по телефону, 3 позвонили родителям, 5 пошли к друзьям домой или во двор.
Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.
Я, прочитав, эту историю, конечно же ужаснулась. Да, все мы знаем, что в наш продвинутый век без телефонов и Интернета никуда. Работа абсолютно всех отраслей зависит от гаджетов, Интернета, соцсетей и прочего. Но, нужно понимать, что наши дети не просто зависят от соцсетей и телефонов, они живут совсем другой жизнью, к сожалению, виртуальной.
Если большая част ь взрослого населения использует телефоны и прочие электронные приспособления в большей мере для работы, то дети наши живут, спят, общаются, дружат, даже враждуют через Интернет.
В эксперименте меня удивило и то, что ни один ребёнок, не подумал, что раз появилось свободное время, можно сделать те дела, на которые не остаётся свободного времени в повседневной жизни или дела, которые они откладывали на потом. И ни один из ребят не смог настроить и организовать ни себя, ни свою психику на то, что эти 8 часов, всего лишь определённый промежуток времени, который обязательно закончится, который нужно перетерпеть (ведь детям были заранее озвучены условия эксперимента), а дальше жизнь вернётся в прежнее русло…
Родители, давайте чаще разговаривать со своими детьми, интересоваться их проблемами, страхами; радоваться победам, чаще хвалить и обнимать, разговаривать по душам, вместе заниматься хозяйственными делами, читать книги и обсуждать интересные фильмы.
С таким "багажом" негативных эмоций и мыслей, комплексов, неумением организовать себя и своё время, неумением общаться в реальной жизни, к которой у детей нет интереса, можно смело прийти к выводу, что человечество погибнет не от биологического оружия или водородной бомбы, новое поколение людей погибнет от нового оружия массового уничтожения, и это оружие называется отключение Интернета. Возможно, навсегда и насовсем, а может, хватит и этих несчастных 8 часов…
P.S. Может кто-то из родителей рискнёт попробовать провести игру в виде подобного эксперимента со своим ребёнком? Возможно, многие проблемы и недопонимания "всплывут" наружу, и вы сможете помочь своему чаду стать реальным человеком?