Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты «Красное знамя». Главный редактор Оксана Витальевна Павлюкова. Учредитель: КГАУ «Редакция газеты «Красное знамя».

663740, п. Абан, ул. Советская, 56
телефон: редакции (8-39163) 22-5-28
e-mail: redflag56@rambler.ru, krasnoeznamia@mail.ru

Праздник русской берёзки

Занимаясь сбором фотографий с автотехникой советского времени, всегда обращаю внимание на сюжет кадра. Обычно это фото водителей или группы людей на фоне автомобиля или какой-то рабочий процесс.

Встречаются фотографии автомобилей, участвующих в праздничных мероприятиях, в основном это демонстрации в честь 1 Мая или 7 ноября.

В Абанском краеведческом музее мне представили редкую фотографию автомобиля "УралЗИС-355М", участвующего в празднике русской березки в июне 1973 года. О своём небольшом исследовании поделюсь с читателями газеты.

Красные дни календаря

Любая историческая эпоха несет свои идеологические и культурные ценности, отражающиеся в жизненном укладе народа, его традициях и праздниках. Что касается нашего недавнего прошлого, главными праздниками Советского государства принято считать 7 ноября – день свершения Великой Октябрьской революции 1917 года, и 1 Мая – Международный день солидарности трудящихся. Оба праздника проводились в форме уличных демонстраций и отличались своей коммунистической политизированностью. В эти дни организованные колонны людей с флагами и транспарантами под звуки марша проходили по центральным улицам городов и посёлков.

Апофеозом народного шествия был момент прохождения колонн мимо трибуны с представителями партийной и местной власти, которые поочередно приветствовали демонстрантов политическими лозунгами. Важнейшей атрибутикой демонстраций являлось участие специально подготовленной автотехники: каждое предприятие или учреждение выделяли для этой цели один или несколько автомобилей, украшали их плакатами, эмблемами предприятий и муляжами выпускаемой продукции, а также стендами, отражающими достижения отдельного предприятия в социалистическом соревновании или народного хозяйства в целом.

Помимо названных государственных праздников, широко отмечались также профессиональные. Были и особые праздники, культивируемые Советской властью взамен религиозных. К ним можно отнести праздник русской березки, проводимый в разных российских регионах, в том числе и в Сибири. Его можно считать заменой одного из основных православных праздников – в честь Святой Троицы, проводимого на пятидесятый день после Пасхи.

Христианские традиции сильны

Праздник Святой Троицы, как и Пасха, не имел конкретной привязки к дате календаря и ежегодно отмечался в один из воскресных дней в период с конца мая по июнь. В сельской местности его празднование зачастую совпадает с окончанием весенних посевных работ.

Праздники церковного календаря за многолетнюю историю Российского государства стали неотъемлемой частью жизненного уклада народа и были связаны с христианскими традициями своих предков, особенно у крестьян, отчего сельское население в первые годы становления Советской власти отличалось большей религиозностью, чем городские жители. Советская власть в начале своего существования не учитывала этот фактор и вела бескомпромиссную борьбу с "пережитком прошлого", проводя жесткую пропаганду по запрету религии и её праздников.

Со временем стало ясно, что методом запрета религиозные традиции невозможно вытравить. В послевоенные годы партийные идеологи стали учитывать промахи в своей работе и нашли выход в подмене смысла христианского праздника, преобразовав его в праздник, посвященный завершению весенне-полевых сельскохозяйственных работ. Были сохранены некоторые внешние атрибуты православного праздника, в частности, по-новому стали использовать обряд украшения молодыми березками.

По традиции в день Троицы принято украшать православные храмы молодыми зелеными деревцами, которые после церковного освящения разносились верующими по своим домам и дворам. В послевоенные годы храмов во многих селах осталось очень мало, а те, которые не разрушили, были переоборудованы под склады или клубы, поэтому молодое поколение на селе уже было отучено от церкви, но все знали даты больших христианских праздников. Так, взамен праздника святой Троицы стали продвигать праздник русской березки.

В разных местах придумывались свои сценарии нового праздника с использованием березок, кое-где вспомнили даже языческий обряд "завивать берёзу" (незамужние девушки связывали верхушки двух молодых берёзок). При этом пели песни, водили хороводы, восхваляли русскую березу, благо стихов и песен этой всеми любимой белоствольной красавице посвящено множество. В качестве торжественной части было принято проводить доклады местных руководителей колхоза или совхоза о достижениях своего хозяйства и планах на будущее. Конечно же, всегда поощряли и награждали лучших сельских тружеников: механизаторов, водителей, полеводов.

В Абане этот праздник проходил в районе старого аэродрома, где сохранилась большая поляна, окруженная березовым лесом. Он находился по дороге на деревню Заозерка, перед озером Большое, жители Абана знают и помнят то место, на котором проходили все значимые праздники с большим количеством народа и выездной торговлей. А новый аэродром Абана с твердым покрытием взлетной полосы открыли в другом месте, самолеты оттуда летали вплоть до конца 80-х годов, в том числе и до Красноярска.

Четырёхколёсные "участники" праздника

На старый аэродром на автомобилях из поселка вывозили творческие коллективы, передвижной общепит и торговые точки. На фото (сверху) видно, как народ, расположившись по периметру поляны, наблюдает за ходом праздничных выступлений. На заднем плане справа кузовная платформа автомобиля, используемая в качестве сцены для выступления артистов. На переднем плане видим грузовик марки "УралЗИС-355М", украшенный двумя молодыми березками и транспарантом "Колхоз имени Ленина", на боковых бортах также закреплены транспаранты.

Заслуживает отдельного внимания и сам автомобиль "УралЗИС-355М", бывший в 60 – 70-е годы одним из самых массовых грузовиков Урало-Сибирского региона, Алтая и Казахстана, наряду с известным автомобилем "ГАЗ-51А" (этот грузовик упоминается во многих произведениях художественной литературы советского времени, снят в фильмах. К примеру, в известном фильме "Иван Бровкин на целине").

Грузовой автомобиль "УралЗИС-355М" выпускался Миасским автозаводом в послевоенное время с 1958 по 1965 годы и являлся результатом глубокой модернизации уральских грузовиков "ЗИС-5" и "ЗИС-5М". Основное их количество поставлялось в целинные регионы Казахстана, Алтая и юга Сибири, и не было там ни одного крупного автохозяйства, где бы он не эксплуатировался. "УралЗИС-355М" был уважаем среди шоферов, он унаследовал лучшие качества своего "старшего брата" – знаменитого "ЗИС-5", известного многим под прозвищем "Захар". Поэтому он часто носил это же прозвище, но были и более индивидуальные – "эмка", "уралец", "целинник".

Автомобиль обладал выносливым, не боявшимся перегруза и перегрева двигателем, его высокая проходимость по бездорожью поражала бывалых водителей, вдобавок он имел современный для того времени дизайн. Хотя его кабина была позаимствована у "ГАЗ-51А", его отличали широкие закругленные крылья, несколько заостренная радиаторная решётка и капот, что придавало грузовику свой особый, узнаваемый даже издали силуэт. За свою недолгую, но яркую жизнь автомобиль претерпел несколько изменений в заводской маркировке, и какое только не встретишь в литературе его написание: "УралЗИС-355М", "УралАЗ-355М", "ЗИС-355М", "Урал-355М" и "Урал-355". Эти разночтения в марке одного и того же автомобиля до сих пор вводят в заблуждение несведущих людей.

По основным техническим характеристикам "Урал-355М" превосходил самый массовый грузовик "ГАЗ-51А", хотя оба автомобиля и относились к одному классу грузовиков-"трёхтонок", но благодаря своему более мощному и надежному двигателю он мог перевозить гораздо больше груза. Несмотря на непродолжительное серийное производство, этот автомобиль оставил о себе добрую память, он успешно работал вплоть до начала 80-х, а кое-где его можно было увидеть и в конце 90-х годов, чем, согласитесь, не всякий грузовик-"иностранец" может похвастаться.

Уважаемые жители п. Абан и Абанского района!

Абанский краеведческий музей просит вас принести на сканирование старые фотографии с изображением автотранспорта в период с 1930 по 1970-е годы. Также интересны будут воспоминания и рассказы об этих автомобилях и водителях, работавших на них.

Автор: Юрий Бастылев. г. Екатеринбург.

По этой теме: патриотическое воспитаниепамять

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2850

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика