Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Официальный сайт газеты «Красное знамя». Главный редактор Оксана Витальевна Павлюкова. Учредитель: КГАУ «Редакция газеты «Красное знамя».

663740, п. Абан, ул. Советская, 56
телефон: редакции (8-39163) 22-5-28
e-mail: redflag56@rambler.ru, krasnoeznamia@mail.ru

Далёкое – близкое

80-летию школы № 4 посвящается

Знакомство со школой

Моя встреча со школой № 4 произошла 31 августа 1957 года на торжественной линейке, посвящённой началу учебного года. Мама подвела меня к моей первой учительнице Галине (Агнии) Тимофеевне Сухотиной. Она улыбнулась мне, положила свою руку на моё плечо и отвела меня к моим одноклассникам.

На следующий день 1 сентября на первом уроке Галина Тимофеевна сказала нам: "Ребятишки, я познакомлю вас со школой, в которой вам предстоит учиться…".

Мы вошли в здание школы через парадный вход с улицы Пионерской. Прошли гардеробную. Идём мимо лестницы, ведущей на второй этаж. Такие же лестницы можно и сейчас увидеть в здании УПК. Входим в небольшой коридор. Слева у стены на подставке стоит бачок с питьевой водой. Дальше дверь в классную комнату. В этой комнате мы будем учиться, когда перейдём в 4 класс. В углу коридора маленький закуток – это школьный буфет. Тупик коридора – дверь в учительскую. В ней же находился кабинет директора школы.

Возвращаемся в большой коридор, идём дальше. Справа по ходу движения – две классные комнаты, затем вторая лестница наверх. А вот и спортивный зал. Тихо входим в него, оглядываемся. Поражают нас, детей, размеры помещения. Высота зала – 2 этажа нашей школы. Слева от спортзала – библиотека. Экскурсия в неё будет позже.

Напротив спортзала мы увидели хозяйственную комнату, её называли кубовой. Здесь находились два больших котла, встроенных в кирпичные топки. Уборщицы подогревали в них воду для мытья полов, там же распаривали берёзовые веники, которыми подметали школьные полы.

Слева от кубовой дверь, через которую выходим на улицу. Эту дверь называли "чёрный ход". Но именно через неё можно было войти и выйти из здания школы. Парадный вход на зиму закрывали.

Выйдя из здания школы, прошли мимо кабинета, который называли лаборантской, мимо кабинета "автодело", мимо комнаты, в которой жил сторож. Остался позади колодец.

Мы вошли в хозяйственный двор, заполненный поленницами дров. До начала 60-х годов в школе было печное отопление. Ученики дежурного класса вносили дрова в школу и складывали у печей. К началу занятий сторож (он же истопник) протапливал печи.

За двором находились сад и огород. Перед школой располагался большой стадион. Возвращаемся в здание через "чёрный ход" и поднимаемся по лестнице на второй этаж. Справа замечаем ступеньки, которые ведут наверх. Галина Тимофеевна объяснила, что по этим ступенькам можно подняться на чердак, но мы туда не идём. В коридоре увидели Доску почёта с фотографиями отличников. Проходим мимо двух комнат и кабинета физики, поворачиваем направо и входим ещё в один коридор. Слева три классных комнаты, одна из них наш 1 "А". Первое знакомство со школой окончено.

Первая учительница

Когда я вспоминаю Галину Тимофеевну, добрые чувства к ней наполняют мою душу. Встреча с ней – это большая удача в моей жизни. Она была мудрой и доброй женщиной, психолог от природы.

Относилась к нам с уважением, по-матерински заботилась о нас. Вот только один из нескольких её благотворительных поступков. В школе не было столовой, поэтому мы приносили завтраки с собой. И на второй перемене классная комната превращалась в столовую. Галина Тимофеевна обратила внимание, что некоторые дети не завтракают. Тогда она стала приносить в класс хлеб и мелко нарезанные кусочки солёного сала, аккуратно раскладывала их на салфетке на учительском столе и приглашала нас: "Ребятишки, идите поешьте…". Из рук учительницы еда казалась очень вкусной.

Все четыре года Галина Тимофеевна очень старалась, чтобы мы, ученики, получили отличное образование. Она научила меня анализировать ситуации, делать выводы, решать задачи и полюбить математику так, что, окончив физмат, я стала преподавателем математики.

Мы – октябрята!

До 1957 года в школе не было электрического света. На первых уроках в октябре уже было сумеречно.

Тогда Галина Тимофеевна вносила в класс две зажжённые керосиновые лампы, ставила их: одну на учительский стол, вторую на подставку у классной доски. Так продолжалось недолго. Вскоре пришли электрики и провели нам свет. Это был подарок школе – страна готовилась отметить 40-летие Великой Октябрьской социалистической революции.

Наша школьная жизнь в первом классе была очень насыщенной. В первые же дни сентября к нам пришли вожатые – пионеры 5 класса и комсомольцы 7 класса. Наш класс разделили на "звёздочки" – группы по 5 человек. У каждой "звёздочки" была своя вожатая-пятиклассница.

Вожатые приходили к нам на переменах, играли с нами в подвижные игры, водили хороводы. После уроков они серьёзно готовили нас к вступлению в октябрята: учили с нами правила октябрят, вырезали шаблоны пятиконечных звёздочек и обшивали их красной тканью.

Эти красные звёздочки надо было пришить на школьные формы. К сожалению, они получались неаккуратными. Тогда на помощь пришли наши мамы.

Принимали нас в октябрята 23 февраля 1958 года. Событие проходило почти 60 лет назад, а память хранит его, как будто оно было совсем недавно.

Пионерская организация школы проводила торжественный сбор. Праздник проходил в спортзале. В центре зала изготовили образ костра: деревянный каркас куба обтянули красной тканью, во внутрь куба поставили зажжённую керосиновую лампу, по бокам куба положили еловые ветки.

Дети на праздник пришли нарядно одетые. Под звуки горна и дробь барабана учащиеся входили в спортзал. А вот и сюрприз. В зал торжественно входят шестеро молодых людей: пятеро в солдатской форме и один в морской. Они проходят на сцену. Галина Тимофеевна сказала нам, что это демобилизованные ребята. Праздник продолжался. Наступил момент, когда вожатые стали прикалывать нам красные звёздочки.

Солдаты и моряк тоже стали участниками данной церемонии. Мне очень хотелось, чтобы звёздочку мне приколол именно моряк. Очень волновалась. Когда он подошёл к нашему классу, я протянула к нему ладонь, на которой лежала звёздочка. Моряк взял её и приколол мне на фартук. Я была такой счастливой.

Возвращаюсь во вторую четверть первого класса. К новому году с вожатыми-комсомольцами готовили спектакль-сказку. Мы, девочки-первоклассницы, разучивали танец "Бабочки и цветы". Репетиции были почти каждый день, кроме выходных. Репетитором была Елена Селиверстовна, учительница русского языка. Костюмы для танца шили из марли наши мамы. По тем временам костюмы были хороши. Наше выступление понравилось зрителям.

Дружный класс

Смотрю на нашу фотографию 4 класса, май 1961 года. Нам по 11 лет. Но взгляды детей по-взрослому серьёзные.

Действительно, в 4 классе мы были уже самостоятельными, активными. Мы советовались с Галиной Тимофеевной, но за руки она нас не водила.

У нас был дружный класс. Было в то время тимуровское движение. Мы помогали одинокой женщине, проживающей по улице Д. Бедного. Всем классом пошли и записались в юные пожарные. Также всем классом готовились к театрализованному конкурсу, репетировали сказку Дж. Родари "Чиполлино". Участвовали в спортивных соревнованиях. В учёбе мы всегда помогали друг другу. Это была наша первейшая заповедь.

На последнем уроке Галина Тимофеевна, прощаясь с нами, сказала, что из шести её выпусков наш класс самый-самый лучший.

Выпускной класс

В 1961 году мне пришлось на 4 года расстаться со школой № 4.

В этом году построили 8-летнюю школу № 1, она находилась в 100 м от нашего дома. На моё желание остаться в школе № 4 мама категорически ответила: "Нет".

Но я всё же вернулась в свою родную школу № 4 в девятый класс. В девятом и особенно в десятом классе мы серьёзно учились, потому что готовились после окончания школы поступать в институты. Факультативов в наше время не было, зато были предметные кружки. Я посещала занятия по математике у Валентина Павловича Каменщикова, старшеклассники называли его Пифагором. Ходила по школе молва, что он мог решить любую задачу. На одном из занятий кружка мы спросили Валентина Павловича, где он получил такую отличную подготовку по математике. Он ответил, что математику у них преподавал репрессированный профессор столичного университета. И почти все ученики его класса имели по математике "отлично".

Интересными были занятия в химическом кружке Марии Андреевны Жуковой. Теоретический материал, который она изучала сама на курсах, смогла объяснить и нам. Уже учась в институте, на экзамене по физике мне достался билет с вопросом о строении атома. Вот тогда я и вспомнила занятия у Марии Андреевны. Преподаватель, принимавший экзамен, сказал: "Вы рассказали тот материал, который я вам на лекции не давал". Я ответила, что нам эту теорию рассказала учительница школы. Тогда он спросил: "В какой школе вы учились?". Я ответила. Он удивился, что в сельской школе ученики получают современные знания вне школьной программы.

Слова искренней благодарности говорю всем учителям, у которых мы учились. Школа № 4, ты вечно молодая. Возраст твоих учеников не старше 19 лет. Выпускник 4-ой школы звучит гордо! С юбилеем, родная школа!

Автор: Людмила Комиссарова.

По этой теме: памятьшкола и общество

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1942

Поделиться:

ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика