Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Кромского района Орловской области

303200, Орловская область, Кромской район, п.Кромы, ул. Советская, 27
телефон: +7 (48643) 2-16-75
e-mail: kro-redakciya@yandex.ru

Пока мы едины, мы непобедимы

4 ноября - одна из особенных дат в истории нашего Отечества, известная как День народного единства.

Именно 4 ноября 1612 года (по старому стилю - 22 октября), в дни Смутного времени, состоялся штурм Китай-города войсками князя Дмитрия Михайловича Пожарского и Козьмы Минина, благодаря которому польский гарнизон, находившийся в Кремле, через три дня капитулировал, и Москва стала свободна от польских интервентов.

В те дни решалась судьба нашего Отечества, и в этих словах нет ни пафоса, ни напыщенности. Именно тогда Россия, как православная страна, должна была или быть или не быть, и третьего ей не было дано. Или она оставалась независимой и православной, или была принуждена оставить свою веру и войти в состав Польского государства, утрачивая свою независимость, как само собой разумеющееся следствие. Все эти события, как указывалось выше, происходили в дни Смутного времени, которое длилось в России 10 лет: с 1603 по 1613 год. Само название "Смутное время" оно получило, согласно данным исторической науки, из уст царя Василия Шуйского, а именно в его жалованной грамоте Юрию Федоровичу Потемкину от 16 июля 1610 года. То есть, очевидец и непосредственный участник тех событий Василий Шуйский, кроме как смутой, именовать происходящее не мог.

Излагать пространно весь круговорот тех событий не есть цель настоящей статьи, в противном случае она оказалась бы весьма и более чем обширна или же превратилась в сухое перечисление дат и деяний. Но подчеркнуть однозначно положительную роль Церкви Христовой - вот насущная ее необходимость.

Именно Русская Церковь в лице её тогдашних деятелей сыграла ключевую роль в отстаивании государственных интересов России. Особенно следует выделить роль патриарха Ермогена, тогдашнего столпа и утверждения истины, его непреклонность, твердость и верность православному Отечеству. За что он исповеднически и скончался в заточении в Чудовом монастыре в Москве, потому что не остановил своим, могущим это сделать, словом подошедшее к Москве 100-тысячное войско ополченцев.

А. В. Карташев описывает это событие следующим образом: "Салтыков и Гносевский опять допекали патриарха (Ермогена, прим. авт.) под угрозой голодной смерти отдать приказ ратным русским людям отступить прочь. Ермоген неизменно повторял: "Не угрожайте, боюсь я только Бога. Если вы (оккупировавшие ее польские войска, прим. авт.) уйдете из Москвы, я благословлю ополчение отступить. Если останетесь, благословлю всех стоять против вас и умереть за православную веру". Таков был Ермоген.

Нельзя здесь обойти и такого видного мужа, как преподобный Иринарх Ростовский, подвижник Ростовского Борисоглебского монастыря, которому было открыто Божиим промыслом о смуте в государстве Российском, и который также, как и патриарх Ермоген, показал себя твердым столпом за веру и Отечество. Однажды в монастырь приехала шайка "Тушинского вора" под предводительством пана Микульского. Во время его встречи с преподобным состоялась беседа примерно следующего содержания: "Явившись в келью к преподобному Иринарху, он стал спрашивать старца, кого он признает законным царем. Преподобный ответил на это, что его царь - русский царь Василий Иоаннович. "Живу в России, - говорил старец, - русского царя и имею, а другого никакого не имею царя, ни короля Литовского, ни царя Крымского и никаких прелестников века сего"1. Один из панов назвал старца изменником "королю Димитрию", но преподобный Иринарх вновь подтвердил свою верность Василию Шуйскому и заявил о готовности претерпеть смертные муки. "Русского царя не отвергнусь, - говорил он. - Если ты за сие меня и умертвишь, то я тленного твоего меча не убоюсь, а, радуясь, это стерплю. Во мне пользы не много, а сам будешь в крови; у моего же Бога есть такой меч, который невидимо ссечет вас, а души ваши погибнут в муке вечной"2. Вскоре в Борисоглебский монастырь нагрянул пан Сапега с шайкой. Он пожелал видеть старца. Сапеге сказали, что Иринарх не признает царем Димитрия и молится за царя Василия Шуйского. Преподобный на это сказал Сапеге: "Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю". Сапега ответил: "Правда в батьке велика - в которой земле жить, той земле и служить"3. Преподобный Иринарх уговаривал Сапегу оставить разбои в России, вернуться на родину. В противном случае он предсказывал Сапеге смерть. Сапега поклонился старцу и, уходя, не велел трогать монастырь. Однако в Польшу он так и не вернулся, погиб бесславной смертью в России" (Из материалов статьи преподавателя МДА Г.Е. Колыванова "Русская православная церковь и события Смутного времени").

Наряду с патриархом Ермогеном и преподобным Иринархом следует хотя бы просто упомянуть и об Авраамии Палицыне, келаре Троице-Сергиева монастыря, и о преподобном Дионисии, настоятеле упомянутого выше монастыря, митрополита Филарета (Романова) и прочих духовных лиц, которых Господь поставил в качестве маяков, столпов света среди этой смуты, не только в делах материальных и не столько в них, сколько в умах ее участников царившей.

Осмысливая события того времени, невольно отчетливо осознаешь беспомощность и полную неспособность тогдашнего правительства в лице царя Василия Шуйского хоть как-то обуздать ситуацию и взять ее под контроль. Все попытки были напрасны. И только сила народного единства в лице ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского смогли это сделать. Складывается такое впечатление, что народ пробудился ото сна и возложил свое упование не на земного царя, а на Царя Небесного и его Пречистую Матерь, которая сопровождала и первое и второе ополчение в лице своего списка с чудотворной иконы, обретенной в 1579 году в Казани.

Народ опомнился, а по другому это назвать и нельзя, раскаялся, собрался под образом Пресвятой Богородицы и освободил свое Отечество от тех, кому оно таковым не было.

В заключении хочется привести патриотический призыв преподобного Дионисия, который стал настоятелем Троице-Сергиева монастыря после его 16-месячной осады войсками Сапеги и Лисовского: "Православные христиане! - взывал в одной из своих грамот Дионисий. - Вспомните истинную православную христианскую веру, что все мы родились от христианских родителей, знаменались печатию (Миропомазания), Святым Крещением, обещались веровать во Святую Троицу; возложите упование на силу Креста Господня и покажите подвиг свой, молите служилых людей, чтоб быть всем православным христианам в соединении и стать сообща против предателей христианских... Сами видите конечную от них погибель всем христианам, видите, какое разорение учинили они в Московском государстве. Где святые Божии церкви и Божии образы? Где иноки, сединами цветущие, и инокини, добродетелями украшенные? Не все ли до конца разорено и поругано злым поруганием; не пощажены ни старики, ни младенцы грудные... Пусть служилые люди без всякаго мешкания спешат к Москве, в сход к боярам, воеводам и ко всем православным христианам... Отложите все на время, чтобы всем вам сообща потрудиться для избавления православной христианской веры"4.

И вот день штурма Китай-города обрел значение церковного торжества. С того времени 22 октября (4 ноября) Церковь отмечает празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Но сначала этот праздник был местным, московским, а уже с 1649 года был сделан всероссийским.

1 Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря. / Сост. архим. Амфилохий. - М., 1874. - С. 29.

2 Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря. / Сост. архим. Амфилохий. - М., 1874. - С. 29.

3 Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря. / Сост. архим. Амфилохий. - М., 1874. - С. 31.

4 Соловьев С. М. История России с древнейших времен / Сочинения. - М., 1989. - Кн. IV. - С. 639.

Виктор Кособоков, помощник настоятеля Свято-Никольского храма п. Кромы

по катехизаторской,

миссионерской

и образовательной деятельности

Автор: Виктор Кособоков

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 151

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика