Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Районная общественно-политическая газета Лиманского муниципального района Астраханской области

416410, Астраханская область, п.г.т. Лиман, ул. Ленина, 44
телефон: +7 (85147) 2-26-44
e-mail: limvestnic@astranet.ru

Пост-воспитатель души

У православных идёт Великий пост, самый большой и строгий. О том, как правильно его соблюдать, в чём смысл ограничений - беседа с благочинным Лиманского района протоиереем Анатолием ЛЕБЕДЕВЫМ.

- Отец Анатолий, когда и для чего был установлен Великий пост?

- Христианский пост — Божие установление. Заповедь о посте была дана человеку (Адаму и Еве) в раю; она повторена как в Ветхом, так и в Новом Завете.

Сам по себе пост – чрезвычайно важное установление нашей Святой Церкви. Он необходим и полезен для души и тела. Как физически, так и духовно нет вполне здоровых людей. Мы все унаследовали больную, повреждённую природу от наших прародителей, которые согрешили своим непослушанием и нарушением заповеди Божией через вкушение запретного плода. И сами продолжаем так же грешить, омрачая свою душу и расстраивая одновременно здоровье тела, тесно связанного с душою. Последствия греха для человека оказались катастрофичны. Человек стал смертен, тленен. Подвержен скорбям и различного рода болезням духовным и физическим, предрасположенность к которым имеет уже с самого рождения. Мы все – люди больные в большей или меньшей степени. А пост – это курс лечения для наших больных душ и тел. Нужно только правильно понимать его смысл и значение и разумно пользоваться им.

Сущностью грехопадения человека явилось гордое непослушание Богу. Соответственно вернуться к Богу, от которого отпал человек грехопадением, может тем же путем, каким отошёл от Него. Через добровольно принимаемый на себя подвиг послушания и воздержания - поста, с отвержением своей гордыни и самолюбия мы можем снова восстать и возвратить себе утраченное райское блаженство.

- Почему этот пост называется Великим?

- Великий Пост – это Пост с большой буквы. И по написанию, и по значению, и по продолжительности. Иначе, по-церковному, он называется святой Четыредесятницей. Этот Пост является образом сорокадневного пощения Христа в пустыне перед выходом Его на Своё проповедническое служение.

- Каковы правила? Что главное в посте? Какова его цель?

- В классическом труде профессора Сергея Зарина "Аскетизм по православно-христианскому учению" даётся такое обоснование поста: "Пост, в своём ближайшем и непосредственном применении, являясь временным воздержанием от известных наиболее разгорячающих родов пищи, – или иногда на некоторое время от пищи вообще, имея своею главною целью приспособление тела к созерцательной и покаянной деятельности душ, способствует вообще господству духовной жизни над материальною, подрывает и обессиливает физиологические основы телесных страстей".

Эта характеристика и в самом деле отражает взгляд на пост святых отцов и христианских авторов. Так, они часто сравнивают пост с… "лекарством" от греха. Наша телесная сторона всё время оказывает давление на душевную. Христианин, да и вообще всякий нравственный человек, постоянно противостоит этому плотскому давлению, "ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти" (Гал. 5, 17). Пост помогает в этом деле. На какое-то время отказываясь от того, к чему привыкли, без чего и жизнь себе не представляем, – вкусной, сытной пищи, лакомств, а то на какой-то период и самой пищи, – мы воспитываем душу, учим её противостоять требованиям плоти.

В этом отношении пост – воспитатель души. Именно поэтому пост не может налагаться на всех механически, без учёта того, кто собирается поститься: мужчина, женщина, ребёнок, старый человек или молодой... Известный подвижник, преподобный Иоанн Кассиан говорит, что каждый должен на себя налагать такую степень поста, которая необходима "для укрощения плотской брани". Для мирян "плотскую брань" можно отождествить с диктатурой плоти, потакая которой, мы порой вообще уже становимся рабами её требований.

Польза поста в том, что мы вновь и вновь напоминаем себе о том, что мы не только телесны, что мы больше, чем наше тело, и не тождественны ему, что самое главное сокровище для нас, христиан – это наша бессмертная богоподобная душа, к сожалению, отягчённая грехами. Вот пост - это время сугубого покаяния, особого напряжения всех духовных сил для исправления себя по Божьим заповедям.

- Что можно посоветовать тем, кто вступил в пост впервые?

- Прежде всего, ясно понимать, что пост - это не цель, а средство. А цель поста – Пасха, победа над грехом и жизнь с Богом. Кроме того, надо понимать, что пост без правильной церковной жизни, без Евхаристии, без исповеди – не более чем диета.

Часто некоторые невоцерковлённые христиане говорят: "Вера - это личное дело. О том, во что я верю, говорить не обязательно, вера - она в глубине сердца". На самом деле это не так. Христианин обязан и словом, и делом свидетельствовать о своей вере во Христа как Бога и Спасителя.

"Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (Пет.3:15). Эти слова о сокровенности и интимности вполне можно применить к посту. Сам Христос говорит о том, каким должен быть пост: "Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6).

Пост, как и любой подвиг, христианину не подобает выставлять напоказ, внешним видом показывать всем окружающим безмерную всемирную скорбь: я пощусь, не подходи ко мне. Наоборот, аскетическая монашеская литература называет пост "весёлым временем", временем обновления, очищения души от мусора. Если мы с этим мусором себя не отождествляем, всей душой жаждем от него избавиться и войти обновлёнными в то пространство, в котором уже не мы своими незначительными усилиями стремимся приблизиться к Богу, а в котором Сам Воскресший Бог, уничтожив ад, идёт навстречу нам, тогда пост нам не может не принести радость.

- Из каких недель состоит Великий пост?

- Первая седмица Великого поста отличается особенною строгостью, а вместе с тем и Богослужение - особенной продолжительностью. В первые четыре дня, (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом поверий читается канон св. Андрея Критского с припевами к стиху: "Помилуй меня, Боже, помилуй меня". В пятницу первой седмицы Великого поста на Литургии после заамвонной молитвы происходит освящение "колива" - отваренной пшеницы с мёдом, в память св. Великомученика Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста. Византийский император, Юлиан Отступник, в 362 году приказал в г. Антиоксии тайно окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы. Но св. великомученик Феодор Тирон, сожжённый в 306 году за исповедование Христовой веры, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему тайное распоряжение Юлиана и повелел в течение всей недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

В первое воскресенье (неделю) Великого поста совершается так называемое "торжество православия", установленное при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания св. икон. В конце Литургии священнослужители совершают молебенное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божьей Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истинный всех отступивших от Церкви. Дьякон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, то есть объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и "вечную память" всем скончавшимся защитникам веры православной, а "многие года" - живущим.

Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы, жившего в 14 веке. Согласно с православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поёт: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим". Эта песня поётся и на Литургии вместо трисвятого. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Святой Крест остаётся для поклонения в течение недели до пятницы, когда он после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвёртая седмица Великого поста называются "крестопоклонными".

В четвёртое воскресенье Великого поста вспоминается св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. В четверг на пятой неделе совершается так называемое "стояние св. Марии Египетской". Жизнь св. Марии Египетской, преяоде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизречённом милосердии Божием. На утренник в этот день читается житие св. Марии Египетской и канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста. В субботу на пятой неделе совершается "Похвала Пресвятой Богородице". Читается великий акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист "Похвала Богородице" совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу, Которая, избавляя от врагов видимых, тем более готова помочь в борьбе с врагами невидимыми.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь даёт в лице преподобной Марии Египетской образец истинного покаяния и для ободрения духовно-трузвдающихся, показывает на ней пример неизречённого милосердия Божия к кающимся грешникам. Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

В субботу на 6-ой неделе на утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. На утрени в этот день поются воскресные "тропари по Непорочных": "Благословен еси Господи, научи меня оправданием Твоим", а на Литургии вместо "Святый Боже" поётся "Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя".

Шестое воскресенье Великого Поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот иначе называется Вербным воскресением, неделею Вайи и Цветоносною. На Всенощной после прочтения Евангелия не поётся "Воскресение Христово", а читается непосредственно 50-ый псалом, освящаются молитвой и окроплением святой воды распускающиеся ветви вербы (вайа) или других растений. Освящённые ветви раздаются молящимся, с которыми при зажжённых свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (воскресение).

С вечерни в Вербное воскресенье отпущение начинается словами: "Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш..."

Страстная седмица – последняя седмица перед Пасхой. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения (в церковнославянском языке слово "страсть" означает "страдание"). Все дни Страстной седмицы называются великими. И хотя в эти дни положен строжайший пост, но к Великому посту они уже не относятся, а отстоят обособленно. Эта неделя особо чтится Церковью. "Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что её дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя..."

И наконец, Пасха - Светлое Христово Воскресение — основа нашей веры. Оно есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой апостолы начинали свою проповедь. Как крестной Христовой смертью совершено очищение наших грехов, так Его воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому для верующих людей воскресение Христово есть источник постоянной радости, несмолкающего ликования, достигающего своей вершины в праздник святой христианской Пасхи.

- Ваши пожелания постящимся?

- Пост — особое время покаяния, а, как говорил святой Иоанн Лествичник, "покаяние есть произвольное лишение себя всякого телесного утешения". Но вместо телесного человеку даётся духовное утешение. Свобода от страстей несёт в душу радость. Этому и служит пост. И если любой пост — это радость, то Великий пост — это великая радость. Поэтому очень хочется пожелать всем вступать в Великий пост с великой радостью, зная, что за искренний духовный труд Господь непременно подаст христианину Свою благодатную милость.

Автор: Юлия Бабакова

По этой теме: религияпостинтервью

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1705

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика