Картинка картинкой, и всё же…
…Вот во двор магазина перед моими окнами въезжает машина, на белом фургоне картинка: маленький состав из нескольких тележек на колесиках везет семью. Всего пять вагончиков. Два из них занимают папа с мамой, еще два — дети, мальчик и девочка. А в первом вагоне гордо восседает собака.
Немного странно, почему дизайнеры, работавшие над этим рекламным снимком, не посадили в первый вагон третьего ребенка, какого-нибудь розовощекого малыша. Ну да ладно: родители на фото еще молоды и третий ребенок, дай Бог, появится в этой вымышленной семье.
Включаю первый канал телевидения. Идет реклама перехода на цифровое вещание. На экране сердитые члены семейства: жена, дочь, сын и провинившийся глава семьи, который до сих пор не позаботился о том, чтобы "цифра" появилась и на даче. Здесь родители повзрослее и дети уже подростки, но их все же двое...
Далее следуют ролики молочных продуктов популярного в России бренда. Смотрю внимательно: вот, думается, с такой бабушкой, имеющей домик в деревне, корову, собственное приусадебное хозяйство, детей и внучат, конечно же, будет как минимум дюжина. Но из ролика в ролик, в деревню приезжает все то же малочисленное семейство: молодые родители, измученные городом, и двое детей — мальчик и девочка. Из года в год, из сюжета в сюжет, на глазах у всей страны число внуков бабушки не растет, не помогают ни деревенский воздух, ни натуральные продукты.
Выключив телевизор, решила пройтись по улицам Орла. У торгового центра меня постигает сильное разочарование — сразу два рекламных щита, на которых изображены семейства с двумя детьми, конечно же, с мальчиком и девочкой.
В магазине покупаю сок и мой взгляд останавливается на упаковке: семья с двумя детьми — с мальчиком и девочкой. Картинка стилизована под детский рисунок, якобы, о такой семейной идиллии мечтает каждый ребенок.
А кто же пятый?
Вечером дома делюсь своими наблюдениями с семьей. Старшая дочь показывает мне учебник биологии за восьмой класс. На обложке — радостно смеющиеся мужчина и женщина держат за руки мальчика и девочку. Ну, думаю, это уже слишком. Вбиваю в поисковой строке Яндекса "День семьи" и с нетерпением жду, когда на меня хлынет поток открыток с изображением многодетных семей. Но нет, на экране появляются одно за другим изображения вездесущей пары "мальчик и девочка" и их вечно молодые родители.
Особенно "порадовала" картинка, на которой, как заведено, двое родителей и двое детей, а подпись к ней гласит:
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаю я считать:
Мама, папа, брат, сестра,
А мизинчик — это я!
Какая прелесть! Некий милый малыш, "мизинчик", так хорошо умеет считать до пяти, а дизайнеры вводят его в заблуждение визуальным рядом из четырех человек. Обидно, однако.
Мысль о том, что несмотря ни на какие старания Президента России Владимира Путина и Правительства страны в области демографической политики, русские семьи остаются такими малодетными, не давала мне покоя. Ведь еще каких-нибудь двенадцать лет назад не было ни федерального, ни регионального материнского капитала, ни льготной ипотеки для многодетных, ни программы "Жилье для молодой семьи", ни земельных участков для многодетных, ни большинства выплат и льгот. А наши мамы и бабушки уходили в декретный отпуск без сохранения заработной платы до 1968 года — на три месяца, а после (до 1982 года) — на год. И никаких дополнительных пособий не получали.
В плену тенденции
Чтобы развеять неприятное послевкусие от пресловутой рекламы я обратилась к начальнику территориального отдела ЗАГС Орловского района Наталье Мещериной. Наталья Николаевна познакомила со статистикой регистраций рождения в районе за последние несколько лет, она не отражает в полной мере, сколько всего детей родилось, так как многие из них зарегистрированы в ТО ЗАГСа города Орла, но общие тенденции передает.
Так, например, в 2017 году было зарегистрировано 462 новорожденных, из них 172 стали первенцами в семье, 180 — вторыми детьми, а 108 — третьими или последующими. В 2018 зарегистрировано уже 409 детей (сказывается демографический кризис), из них 154 — первые, 167 — вторые, 87 — третьи и последующие.
Статистика нескольких предшествующих лет была более радужной, регистрировалось больше рождений, но соотношение количества детей в зависимости от очередности появления на свет была такой же. Например, в самом "щедром" на детей 2016 году в Орловском районе было зарегистрировано 575 рождений, а третьих и последующих детей — 108, ровно столько, сколько и в 2017-м, когда общее количество зарегистрированных младенцев уменьшилось на 113.
Что мы видим: больше всего рождается вторых ребятишек, на втором месте с небольшим отставанием — первенцы, а третьи и последующие дети — в меньшинстве. Причем, по словам Натальи Николаевны, примерно 85% многодетных семей воспитывают троих детей. Конечно, рождаются и четвертые, и пятые, и шестые, и даже седьмые и восьмые дети, но их очень мало. Да и семьи, которые создают современные люди, нельзя назвать крепкими. Примерно 40% от всех зарегистрированных браков распадаются.
Дети для государства?
Мой небольшой эксперимент доказал, что реклама и всевозможные визуальные средства информации объективно отражают реальность, показывая типичную российскую семью, в которой в среднем воспитывается не более двух детей. Несмотря на предпринимаемые меры по стимулированию рождаемости в России, количество многодетных семей серьезно не меняется, но это не значит, что правительственные инициативы тщетны. Если бы современная поддержка материнства и детства со стороны государства была в 90-е годы, возможно, в России не было бы сейчас демографического кризиса. Ведь именно в те годы большинство российских семей, едва сводивших концы с концами, могли позволить себе родить и воспитать одного-двух детей максимум.
Как ни странно, именно в последнее время часто можно услышать от молодых мам критику в адрес государства, якобы, не оказывающего должной поддержки семьям с детьми. Они так и говорят: "Пусть государство нам платит нормальные деньги, а мы будем рожать". Хочется напомнить таким дамам, что забота о детях и их воспитание согласно Конституции РФ — право и обязанность родителей (статья 38). Эта же статья закрепляет обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.
Наверное, никто не будет спорить, что в российской послереволюционной истории были времена и трагичнее, и сложнее. И все же наши прабабушки и бабушки были в большинстве своем многодетными. Значит, проблема не в одном материальном достатке. Отчасти виновато плохое здоровье современных людей, отчасти — наш менталитет, сложившийся образ мыслей.
Конечно, рекламщики могут внести свою лепту в дело популяризации многодетности и начать изображать большие счастливые семьи с пятью, семью и даже десятью детьми, но поверит ли им потребитель? Наверное, нет. Поэтому пока пятое место в семейном поезде занимает собачка. Такая картинка соответствует российской реальности.