Как закаляется характер
В конце девяностых годов житель деревни Шепино Становского сельского поселения Александр Дмитриевич Суров решил заняться картофелеводством. Взял землю в аренду и пустился в самостоятельное плавание.
Проблемы, связанные с производством, Александра не пугали. Он с детских лет знает, что такое крестьянский труд. Пацаном помогал родным по хозяйству, а в старших классах летом работал в колхозе помощником комбайнера. И деньги заработал и уважение от односельчан.
Как сейчас помнит такую картину. 1 сентября в их школу пришли руководители колхоза во главе с председателем, чтобы поздравить детей и учителей с началом учебного года. А еще в торжественной обстановке на линейке председатель вручил почетные грамоты ребятам, которые помогли родному колхозу в уборочную страду. Среди награжденных был и Саша. Надо было видеть, какую гордость он испытывал в тот момент!
Александр даже вздохнул, когда рассказывал про ставшие далекими восьмидесятые годы, а потом снова вернулся к повествованию о своем личном подсобном хозяйстве.
Картофелеводством он занимался недолго. Несколько лет подряд урожаи радовали. Да и продукция пользовалась спросом. Воодушевленный успехом, занялся еще и выращиванием капусты.
Продукцию сдавал оптом на овощебазу. Закупочная цена его устраивала. Но в нулевые годы в страну хлынул поток дешевой импортной сельхозпродукции, в том числе и капусты. Реализация шла через сетевые магазины, которые росли, как на дрожжах. Овощебаза не выдержала конкуренции и обанкротилась.
— Встал вопрос, что делать дальше, — вспоминает Александр. — Можно было, конечно, выращивать зерновые. Но зерно тоже пляшет в цене. Поэтому мы с женой решили заняться животноводством, завести дойное стадо.
А что такое молоко? Давайте начнём с того, что это живые деньги каждый день. Во всяком случае, нам так казалось. Но, чтобы эти деньги получить, надо где-то продавать свою продукцию.
Суровы нашли неплохой выход: они реализуют молоко, масло, сыр, творог на центральном рынке Орла. Молочный отдел находится на втором этаже. С точки зрения маркетинга, не самое удобное место. Основной поток покупателей проходит по рядам, расположенным на первом этаже. Разумеется, если горожанин пришел на рынок за натуральными деревенским молоком, творогом, сыром, он, конечно, не поленится и поднимется не только на второй этаж, но и выше. Но таких людей становится все меньше. Например, молодым людям, увы, трудно объяснить, какие продукты полезны для здоровья, а какие нет. Их вкусы и предпочтения формирует реклама. Да и не только молодых сбивает с толку реклама.
В супермаркеты не пробиться
Сейчас в личном подсобном хозяйстве Суровых восемь коров, четыре бычка и четыре телки. Расширяться пока не планируют. На то есть довольно веские причины. Чтобы увеличивать объемы производства, надо искать и новые рынки сбыта. А вот с этим, как раз и проблемы.
Полки супермаркетов завалены молочной продукцией в красивых упаковках. Зайдешь в магазин, и глаза разбегаются. Покупателю сложно сориентироваться в этом многообразии. Что же выбрать?
Понятно, что горожане хотят настоящее, а не порошковое молоко. Но как угадаешь, что скрывается за красивой упаковкой? Основное требование к пищевой продукции — безопасность. Оно соблюдено. Съел человек творог или сыр — не отравился же. Значит, все в порядке с продуктом. А то, что в нем полно растительного жира и пальмового масла — совесть у производителей и на этот счет чиста. Они честно об этом написали на этикетке. Шрифт, правда, мелкий и не каждый в состоянии прочитать… Ну и что! Еще одни очки себе купите!
Далее. Владельцев ЛПХ со своей "молочкой" в торговые ряды магазинов не пустят. Нет у них той самой красивой упаковки, в которую надо "завернуть" свою продукцию.
— Действительно, до реализации в магазинах наше хозяйство не доросло. Надо специальную линию покупать. Это все очень дорого стоит. Но даже, если бы она у нас и была, нам все равно в супермаркет со своей продукцией не пробиться, — сетует Суров.
Александр Дмитриевич пояснил, что магазин живет с торговой наценки. Следовательно, сетевикам нужна продукция по низкой закупочной цене. Затраты на производство, например, сливочного масла высокие. Добросовестный молочник не может опустить ценовую планку — ему что-то надо заработать. Продавец тоже не пойдет на снижение торговой наценки — ему это невыгодно. Вот и идёт в торговом мире эта скрытая необъявленная война интересов…
А вот есть такие производители, их, скажем прямо, немало, которые снижают себестоимость своей продукции за счет добавления в нее растительных жиров, того же пальмового масла и других составляющих, никакого отношения не имеющих к веществам животного происхождения. Зато теперь цена заметно снизилась и она устраивает торговцев. Но устраивает ли это покупателей? Вопрос, как говорится, риторический.
Вопросы неместного значения
В личном подсобном хозяйстве Суровых кроме него работают жена, Лариса Михайловна, и их сыновья, Игорь и Владислав.
Представьте, как изо дня в день они делают свою очень нелегкую работу без выходных и отпусков. Животным ведь не объяснишь, что их хозяевам и на море хотелось бы съездить всей семьей или еще куда-нибудь. Животным не расскажешь, что выросла плата за землю, в очередной раз подняли тарифы на электроэнергию. Вот и уходят многие сельские жители из животноводства.
Суров считает, что необходимо сохранить сегодня хотя бы то, что есть. И речь не только о его хозяйстве. Сохранить землю, поля, леса для нынешнего и последующих поколений. Производить натуральную продукцию для здоровья людей.
По своему характеру он не привык уклоняться от проблем или прятаться за чьи-то спины. Поэтому жители и оказали ему доверие, избрав депутатом Становского сельского Совета. Вопросы в интересах людей он решает вместе с другими депутатами и главой сельского поселения Андреем Трещевым. Их принято называть вопросами местного значения. Но с этим можно не согласиться. Когда речь идет о людях, их жизни, благополучии, все вопросы приобретают значение более важное. Я бы сказал, государственное.