Среди сельских мальчишек и девчонок таких очень много. В ней учат играть на музыкальных инструментах: фортепиано, аккордеоне, баяне, гармони, флейте, домре, гитаре, скрипке. Здесь мальчишки и девчонки овладевают мастерством сольного и хорового пения, постигают основы хореографического искусства; ребята учатся живописи, прикладным видам творчества: вышивке "Орловский спис", лепке глиняных игрушек, созданию поделок из соломки. В прошлом году Знаменская и Стрелецкая детские школы искусств объединились в одну. О том, что изменилось за это время, мы поговорили с директором учреждения Еленой Александровной Цыганковой.
Новые возможности
— Надо сказать, что от объединения мы все только выиграли. Сегодня у школы три филиала: в поселках городского типа Знаменка, поселке Биофабрика и селе Становой Колодезь. Весь преподавательский состав сохранен. В этом году наша школа наряду с городскими вошла в национальный проект "Культура" (подпроект "Культурная среда"). Участие в нем стало возможным как раз благодаря укрупнению, — рассказывает Елена Александровна. — Более 70 процентов наших учеников занимаются по программам предпрофессиональной подготовки в области искусства, то есть получают знания и умения, необходимые для дальнейшего обучения в специальных учреждениях среднего образования. Этот показатель был ключевым для вхождения в программу. Благодаря проекту мы существенно укрепили материально-техническую базу. На условиях софинансирования нам был выделен 1 млн 569 тыс. рублей, в том числе 1 млн 311 тысяч — средства федерального бюджета, 70 тысяч — доля областного бюджета и 157 тысяч — муниципального. На эти средства мы закупили новые музыкальные инструменты: два аккордеона, баян, несколько скрипок. Также для наших пианистов приобрели специальные банкетки. Благодаря нацпроекту у художественного отделения появилась муфельная печь для обжига глиняных изделий, мольберты, этюдники, софиты. Со дня на день ждем поставку ноутбука, двух интерактивных досок с проекторами. Они будут задействованы во время образовательного процесса.
Активно помогает школе учредитель — администрация Орловского района. В прошлом году из местного бюджета было выделено 500 тысяч рублей. На эти средства сделан ремонт хореографического зала, двух санузлов. А в этом году 100 тысяч рублей направлено на покупку гармони для юных музыкантов.
— И, конечно, мы благодарны родителям. Без их поддержки мы не смогли бы обновлять костюмы хореографического отделения, участвовать в конкурсах, которые практически все сегодня проходят на платной основе, создавать комфортные условия для наших воспитанников, — подчеркивает Елена Александровна.
Новаторы и традиционалисты
Елена Александровна рассказывает о том, что одним из важных показателей успешности работы школы является количество выпускников, пожелавших продолжить образование в средних специальных учебных заведениях. В этом году четыре выпускника разных лет поступили в музыкальные колледжи Орла и Нижнего Новгорода. А выпускница хореографического отделения Яна Александровна Ершова вернулась в родную школу в новом качестве — преподавателя. Но и те ребята, которые выбирают для себя другой профессиональный путь, остаются признательны школе за знания и навыки, которые можно получить только здесь. Ведь мир обретает совершенно иные краски и звуки, если ты музыкант, художник, певец.
В школе сформировался коллектив профессионалов, опытных преподавателей, талантливых творческих людей. Это заслуженный артист РФ, концертмейстер, преподаватель по классу гармони Геннадий Викторович Калмыков, преподаватели фортепиано — Ирина Николаевна Алдохина, Марина Федоровна Скрипченко и Вера Андреевна Сумарокова; заведующая хореографическим отделением Нина Сергеевна Алиева; преподаватель художественного отделения Людмила Николаевна Воропаева. Со дня открытия школы (1975 год) в ней трудятся Ирина Евгеньевна Жилкина, Елена Александровна Куницына и Татьяна Васильевна Студенникова. Список можно продолжать и дальше. Ученики этих прекрасных педагогов с успехом покоряют региональные, всероссийские и международные конкурсы. Ежегодно такие победы исчисляются десятками.
Педагоги постоянно находятся в творческом поиске. Преподаватели-хореографы обучают детей работе с предметом, и не только таким привычным для русского народного танца, как платок, но и с музыкальными инструментами: трещетками, ложками, колокольчиками, кастаньетами.
— А ложки нам придется подкупить, — смеется Елена Александровна. — Сколько их уже разбито усердными учениками, которые пытаются довести до совершенства сложный ритмический рисунок! Далеко не каждый танцевальный коллектив использует в работе такое количество музыкальных инструментов. Педагоги постоянно ищут что-то новое, чтобы увлечь ребят, заинтересовать.
Людмила Николаевна Воропаева уверена, что сельские ребята являются носителями народных традиций. В некоторых семьях бережно хранятся расшитые рушники, скатерти. Почти всех девочек сызмальства приучают вязать, шить, плести кружева. Интерес к прикладному творчеству у детей огромный, надо только развить его. Вместе с ребятами Людмила Николаевна сохраняет традиции создания филимоновской глиняной игрушки, вышивки "Орловский спис".
Все возрасты покорны
Интересно, что в школу поступают и вполне взрослые люди, уже имеющие за плечами профессию, не одно образование. Люди, в душе которых продолжает жить мечта научиться играть, например, на баяне или фортепиано. Здесь к таким ученикам относятся с уважением и приветствуют их появление. Также каждый год радостно встречают пятилеток, поступающих учиться по программе раннего развития. Такие малыши даже изучают английский язык.
— У нашей школы есть все шансы стать одной из лучших в России, — убеждена Елена Александровна. — Мы обязательно будем участвовать в федеральном проекте "Творческие люди". Он дает уникальную возможность совершенно бесплатно повысить квалификацию педагогам школ искусств на базе ведущих вузов страны, таких как Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК), Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, Российский институт театрального искусства, Российская академия музыки им. Гнесиных, Санкт-Петербургский и Краснодарский институты культуры. Обязательно постараемся направить наших замечательных педагогов учиться у лучших мастеров, ведь творческие люди постоянно нуждаются в подпитке новыми идеями, положительными эмоциями, знаниями.