Бетонные стрелы имитируют взрыв огромной мощности, а на постаменте искореженные рельсы, как символ многочисленных диверсий орловских партизан. На плитах размещен текст, рассказывающий об истории спецшколы и роли Ильи Григорьевича Старинова в ее создании.
Дедушка русского спецназа
Старинов родился в 1900 году в селе Воиново Болховского уезда в семье железнодорожного служащего. В 1918 вступил в Красную Армию. В одном из боев Старинов попал в плен. Сбежал, но был тяжело ранен. После госпиталя направлен в саперную роту. С этого и началось его увлечение минно-взрывным искусством.
Но нужны были знания. Старинов учится в школе военно-железнодорожных техников, а затем в военно-транспортной академии. После учебы он поступает в распоряжение 4-го управления Генштаба (военной разведки).
Здесь он занимается разработкой и внедрением новых видов мин, методов ведения минной войны с использованием тактики диверсионно-партизанских формирований.
В 1936 году Илью Григорьевича направляют в Испанию военным советником и инструктором минно-подрывного дела. Участие наших добровольцев в боевых действиях в этой стране скрывалось. У Старинова был псевдоним "Родольфо". Под этим именем он ходил в тыл врага, участвуя в различных диверсионных операциях. Он и его боевые товарищи уничтожили штаб итальянской авиадивизии, взорвали очень важный для врага в стратегическом отношении мост, устраивали засады на дорогах, пускали под откос эшелоны. Диверсионно-партизанская тактика, отработанная во время гражданской войны в Испании, была взята на вооружение и потом использовалась в годы Великой Отечественной войны.
Во время войны с Финляндией Старинов руководил инженерной группой по разминированию. Снова был тяжело ранен. По заключению врачей подлежал увольнению, но настоял на том, чтобы его оставили в армии, без которой жизнь для него утрачивала смысл.
Когда началась Великая Отечественная война, Старинов возглавил группу, которая занималась минированием заграждений и подрывом важных объектов при отступлении.
А вскоре его опыт и знания понадобились при создании оперативного учебного центра Западного фронта для подготовки разведчиков и диверсантов. Сначала центр находился в Белоруссии, но в связи с приближением фашистов встал вопрос о его передислокации.
В августе 1941 года Старинов прибыл в Орел для создания школы "пожарников", как ее называли в целях конспирации.
"В Орле я не был лет шесть. В глаза бросались трубы и цеха новых заводов, новые дома, улицы, но большинство труб не дымили, а улицы и тут оказались малолюдны: эвакуировался и Орел. В обкоме партии идею создания партизанской школы поддержали. В. И. Бойцов немедленно договорился с командованием военного округа о продовольственном обеспечении будущих партизан, а, чтобы школа не пострадала из-за отсутствия кадров, денег и вещевого снабжения, в штабе военного округа ее формировали как подразделение Оперативно-учебного центра Западного фронта" — писал в своих "Записках диверсанта" Илья Григорьевич.
Место в Стрелецком выбрали, потому что недалеко находился аэродром. Планировалось, что выпускники школы на самолетах будут забрасываться в тыл врага.
До конца сентября 1941 года школа подготовила 2369 минеров-подрывников и 185 инструкторов минного дела. Затем школа переехала в Елец, а позднее в Задонск, где продолжала работу до 1943 года, когда была расформирована.
Сам Илья Григорьевич пробыл в школе "пожарников" всего несколько дней, а потом был вызван в Москву для выполнения новых важных заданий.
Сохранить память о подвиге героев
В день нашего приезда в поселок Стрелецкий на площади Старинова проходила экскурсия для педагогов из Знаменского района. Проводил экскурсию учитель истории и обществознания Стрелецкой средней школы Александр Линьков.
— Мы приехали, чтобы побольше узнать о нашем земляке Илье Григорьевиче Старинове, ознакомиться с опытом краеведческой работы в Стрелецкой средней школе, работой по патриотическому воспитанию молодежи, — пояснил руководитель методического объединения учителей истории и обществознания Знаменского района Сергей Гуцев.
Педагоги с большим интересом слушали рассказ Александра Петровича о легендарном человеке Илье Григорьевиче Старинове. Затем экскурсия продолжилась в школьном музее, по окончании которой произошел обмен мнениями.
— Время неумолимо. В нашем районе в живых осталось всего три участника Великой Отечественной войны, — сказала учитель истории и обществознания Знаменской средней школы Светлана Сорокина. — В ходе встречи мы обсудили вопросы, связанные не только с патриотическим воспитанием молодежи, но и сохранением исторической памяти. Значительная роль в этом благородном деле принадлежит школьным музеям.
Здесь прививается любовь к родному краю, прошлому и настоящему своей Родины. В год 75-летия Великой Победы особенно важно донести до подрастающего поколения величие подвига нашего народа в годы войны.
Александр Линьков, учитель истории и обществознания Стрелецкой средней школы:
— В своем послании Президент России Владимир Владимирович Путин сказал, что мы обязаны защитить правду о Победе, иначе, что скажем нашим детям, если ложь, как зараза, будет расползаться по всему миру? Наглому вранью, попыткам переиначить историю мы должны противопоставить факты.
Защита исторической памяти — наша национальная идея. В то время, когда на Западе пытаются переписать историю Второй мировой войны, мы делаем все для того, чтобы увековечить память предков.
Наш школьный музей был открыт в мае 2007 года. За это время его посетили более 9 тысяч человек. В музее проводятся экскурсии, проходят уроки мужества, встречи с ветеранами, выпускниками школы. На базе музея работает клуб "Дорогой отцов".
Поддерживаю предложение Президента России о создании в нашей стране крупнейшего и самого полного комплекса архивных документов, кино- и фотоматериалов по Второй мировой войне, доступных и для наших граждан и для всего мира. Действительно, такая работа — это наш долг как страны-победительницы и ответственность перед будущими поколениями.