10 мая 1943 года пилот 970-го ночного легкобомбардировочного ордена Кутузова авиационного полка 271-й авиационной дивизии Центрального фронта сержант Александра Полякова повторила бессмертный подвиг капитана Николая Гастелло, совершенный им 26 июня 1941 года. Лётчица направила свой подбитый бомбардировщик По-2 на скопление вражеских эшелонов в районе железнодорожной станции Глазуновка Орловской области.
С мечтой о небе
Александра или просто Шурочка, как её звали родные, родилась в городе Борисоглебске Воронежской области в 1922 году.
Она с детства мечтала стать пилотом, покорителем небесных высот. Перед самой войной девушка окончила среднюю школу № 5 Борисоглебска и одновременно аэроклуб, где получила удостоверение пилота-инструктора.
У Шурочки были и другие увлечения: она виртуозно играла на гитаре, занималась в балетной школе, прекрасно каталась на коньках, отлично стреляла из малокалиберной винтовки. Но главное — авиация. Как многие девчонки довоенного времени, она вдохновилась примером замечательных советских лётчиц Марины Расковой, Валентины Гризодубовой и Полины Осипенко, совершивших в сентябре 1938 года беспосадочный перелёт Москва — Комсомольск-на-Амуре на самолёте "Родина". Родители убеждали её, что быть пилотом — не женское дело. Но настойчивость Шурочки преодолела все препятствия на пути к цели.
Когда в июне 1941 года коварный враг напал на нашу Родину, девятнадцатилетняя девушка обратилась к военкому города с просьбой направить её в Борисоглебовскую военную авиашколу.
Напряжённо потекли до краёв наполненные дни учёбы. Занималась Александра по сокращённой программе. То, что прежде проходили за три года, теперь надо было одолеть за год и научиться не только управлять самолётом, но и умело бить врага в воздухе, на земле и в воде.
Школа была успешно окончена, однако на фронт Полякову не пустили — оставили в авиашколе пилотом-инструктором. Больше года Шура писала в разные инстанции письма, заявления, рапорты с просьбой отправить её в действующую армию. Добилась — оказалась под Сталинградом, в самом пекле сражений.
Александра летала на биплане У-2. Эта модель, созданная нашим земляком Николаем Поликарповым в 1928 году, и переименованная в По-2 в честь конструктора после его смерти, использовалась как учебный, санитарный, связной самолет. По-2 воевал также на фронтах Великой Отечественной в качестве ночного бомбардировщика.
Лётчица
О том, какой была юная летчица, рассказывает в своей книге "Те триста рассветов…" Борис Пустовалов, который в годы войны был штурманом "ночников" и совершил 300 боевых вылетов, участвуя в крупнейших сражениях Великой Отечественной.
"Ещё под Сталинградом, в самый разгар битвы, к нам в полк пришла летчица Шура Полякова, — пишет он, — невысокого роста, черноволосая, с нежным румянцем на щеках, честно сказать, девушка не вызвала у нас особого восторга. Мы недоумевали по поводу такого решения руководства. Ведь в это время в предгорьях Кавказа воевал на У-2 женский авиационный полк. Почему бы ей не быть там, среди девушек-летчиц, рассуждали мы. Но судьбе было угодно распорядиться иначе: Шура Полякова стала единственной летчицей среди нас, ночных бомбардировщиков.
Мы знали, что Шура в Борисоглебске окончила аэроклуб. Но считали, что летать в аэроклубе — это одно, а война, боевые вылеты под Сталинградом... Словом, "баба на корабле — не миновать беды!" — так приблизительно рассуждали мы. А Шура тем временем вылетела на боевое задание, успешно отбомбилась — и началась её нелегкая работа. Мы вскоре почувствовали в характере этой девушки совсем не девичьи черты. Она решительно отвергла щадящий режим, предложенный руководством, и водила ночной бомбардировщик, ни в чём, не уступая нам, нередко совершая за ночь по 5-7 боевых вылетов".
Бои под Сталинградом
Только на Сталинградском фронте в составе 970-го ночного бомбардировочного авиаполка Александра Полякова совершила 35 ночных боевых вылетов.
В донесениях отмечалось, что "Полякова как пилот, несмотря на наличие большого количества зенитных прожекторов на подступах и в районах цели и на сильный обстрел зенитной артиллерии противника, всегда прорывалась к намеченному объекту, чем обеспечивала точное сбрасывание боевого груза. Самолёт имел осколочные и пулевые пробоины. Неоднократно при выполнении боевых заданий попадала в сложные метеоусловия (обледенение, туман, сильные осадки), где принимала всегда правильные решения и выходила победительницей".
17 января 1943 года за отличное выполнение боевых заданий по уничтожению немецких захватчиков на Сталинградском фронте, и за проявленные при этом мужество и отвагу, Александра Полякова удостоена ордена Красной Звезды.
Штурманом в экипаже Поляковой был старшина Ефим Сагайдаков, её одногодок, уроженец города Кировограда, окончивший, как и Александра, Борисоглебовскую военную авиашколу.
Немало боевых заданий выполнили вместе Полякова и Сагайдаков, причём бывало всякое. Однажды экипажу Поляковой пришлось сесть на передовой с отказавшим мотором. Шура при посадке повредила ногу, и Ефим нёс её на себе около трёх километров по раскисшей от дождей, развороченной целине.
Огненный таран
К весне 1943 года Александра Полякова совершила 86 боевых вылетов.
В ходе боёв на Орловско-Курской дуге командованием фронтом 970-му ночному бомбардировочному полку, где служила Полякова, была поставлена боевая задача — в ночь
с 9 на 10 мая 1943 года уничтожить живую силу и технику противника, которые по данным авиаразведки, разгружались на станции Глазуновка, в 65 километрах южнее города Орла. На боевое задание вылетела группа бомбардировщиков По-2 в составе трёх боевых машин, в их числе экипаж пилота Александры Поляковой и штурмана Ефима Сагайдакова.
Выполнение задачи осложнялось тем, что станция Глазуновка прикрывалась мощным огнём зенитных батарей и прожекторами. Но Полякова уверенно шла к цели. Она разглядела на путях эшелоны с боевой техникой, составы из цистерн с топливом, кажущиеся с высоты маленькими чёрными бочонками.
Постепенно снижаясь, девушка выравнивает самолёт с линией железной дороги. Штурман-бомбардир Сагайдаков мастерски делает свою работу — бомбы точно падают в намеченную цель, пожары и взрывы раскрашивают яркими красками темноту ночи. Внезапно самолёт "схватили" прожекторы. Разорвавшийся рядом зенитный снаряд осколками влетел в мотор бомбардировщика, самолёт загорелся, но Александра решает любой ценой выполнить приказ и уничтожить эшелон, идущий на фронт.
Боевые товарищи Поляковой, вылетевшие вместе с ней на боевое задание, видели, как лётчица направила объятый пламенем самолёт на вражеский эшелон. На станции в прямом смысле горела земля, взрывались боеприпасы, полыхнули цистерны с горючим.
Вместе с Ефимом Сагайдаковым лётчица покинула кабину По-2. Но удачно приземлиться экипажу, к сожалению, не удалось, гитлеровские пулемётчики нашли свою цель.
После гибели Александры Поляковой в армейской газете "Доблесть" появилась статья о подвиге экипажа, которая заканчивалась призывом: "Летчик! Ты идёшь на боевое задание. В этот час вспомни свою боевую подругу, простую русскую девушку, любившую свою Родину и жизнь так же сильно, как и ты. Мсти за неё, товарищ!".
Местные жители похоронили девушку в лесу недалеко от места гибели, около деревни Малые Бобрики, но в 1956 году она была перезахоронена в братской могиле деревни Сеньково Глазуновского района Орловской области.
Судьба второго члена экипажа Ефима Сагайдакова до сих пор неизвестна. Согласно документу, составленному командованием их воинской части, они оба объявлены не вернувшимися с боевого задания 9 мая 1943 года.
Память
В Борисоглебске на фасаде школы № 5, где училась Александра Полякова, установлена мемориальная доска, надпись на которой гласит: "В этой школе с 1930 по 1940 г. училась Александра Полякова. Единственная в мире женщина-лётчица, совершившая в ночь с 9 на 10 мая 1943г. огненный таран". Один из барельефов мемориала "Родина-Мать" горорда Борисоглебска изображает подвиг лётчицы Александры Поляковой — женщины, повторивший подвиг Гастелло.
Об установке памятного знака в честь отважной лётчицы на Орловщине выступил с инициативой первый секретарь Глазуновского райкома КПРФ Дмитрий Родионов.