У детей с аутизмом наблюдается отгороженность от внешнего мира с игнорированием внешних раздражителей, на которые реагируют обычно развивающиеся дети.
Чтобы помочь таким детям, необходимо понимать, что следствие аутизма - это особое состояние искаженного восприятия окружающего мира. И замкнутый ребенок с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) - это ребенок с особым внутренним миром.
Одним из методов работы с детьми с РАС является техника арт-терапевтического воздействия - песочная терапия, которая была впервые описана как метод работы еще в 1929 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд.
Песочная терапия корректирует различные формы нарушения поведения: необыкновенно приятный на ощупь песок даёт возможность детям расслабиться и отдохнуть, выразить внутреннее состояние не только с помощью слов, но и символом, полученной картинкой. Также песко-терапия оказывает воздействие на познавательную, эмоциональную и коммуникативную сторону ребенка.
Занятия с детьми с РАС в ГАУ СО "Энгельсский центр социальной помощи семье и детям "Семья" проводятся специально оборудованной (сенсорной) комнате с использованием интерактивной песочницы. Песочная терапия это мягкий и безопасный способ обращения с внутренним миром ребенка с РАС. Песочница – это небольшая "жизненная лаборатория" в его руках.
Работа с песком помогает детям выразить свои эмоции, чувства, раскрыться и передать то, что словами ребенок с аутизмом объяснить не может. Терапия с использованием песка основывается на игре, с ее помощью дети с РАС знакомятся с внешним миром, развивают зрительное и тактильное восприятие, воображение, пространственные представления; у них снижается психофизическое напряжение, стабилизируется психоэмоциональное состояние, снижается агрессия и тревожность. Занятия проходят индивидуально или в форме диады, что служит дополнительным фактором улучшения социального взаимодействия и развития коммуникативных функций, то есть умения гармонично и эффективно общаться с окружающими, взаимодействовать.
В своей работе я использую песочную терапию для коррекции эмоционально-познавательной сферы и моторики у ребенка с РАС. Игры с песком очень интересны детям, они успокаивают и расслабляют ребенка и, значит, обеспечивают наиболее успешное выполнение задания. Песок можно пересыпать, сжимать в кулачке сильно-сильно, а потом отпускать, можно сыпать по часовой стрелке, как бы медитируя, можно закапывать руки в песок, посыпать им ладошки друг друга. Самостоятельно нарисовать рисунок или по образцу, изучать с помощь песка буквы и цифры, научиться писать слоги и слова. В целом описания игр и работы с песком достаточно много и каждую из них можно подобрать индивидуально под каждого ребенка.
Песочная терапия для ребенка с аутизмом - это возможность самовыражения, проживания своих чувств, исследования себя, разговор на языке тела и символов, развитие символичного мышления и наполнение своего внутреннего мира. Однако следует помнить, что дети с расстройствами аутистического спектра имеют различную степень проявления нарушений, и не каждому ребенку тактильный контакт с песком будет приятен. Поэтому специалисты центра "Семья" выстраивают работу исходя из индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
Статью подготовила психолог Энгельсского центра "Семья"
Елена Гаврилина