Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Урицкого района Орловской области

303900, Орловская область, Урицкий район, п. Нарышкино, пер. Промышленный, 22
телефон: +7 (48647) 2-17-29
e-mail: novajazhizn.gazeta@yandex.ru

Владимир Алексеевич Машин.

Все мы родом из детства, а детству сопутствует школа, она начало всех начал. О профессии учителя много сказано, по праву принято считать ее благороднейшей.

Владимир Алексеевич Машин. С благодарностью помним

Президент Владимир Путин, признавая особый статус педагогических работников, постановил в 2023 году провести в России Год педагога и наставника. Многие из нас на протяжении всей жизни с благодарностью вспоминают своего любимого учителя, сверяют с ним свои поступки. В сентябре исполнилось бы 100 лет со дня рождения Владимира Алексеевича Машина (на снимке третий в нижнем ряду слева), "Отличника просвещения СССР", без преувеличения Учителя с большой буквы.

Своим появлением эта заметка обязана группе выпускников Нарышкинской школы № 1 и их классному руководителю Галине Васильевне Камалян. Это их общее желание вспомнить своего учителя и директора-наставника, который в судьбе каждого из них оставил добрый след.

Советская школа для учеников была вторым домом, а учителя – родителями, которые пеклись о своих детях-учениках не только в стенах школы, но и за ее пределами. Для многих уже убеленных сединами такая связь сохранилась и сегодня, по прошествии многих лет. Поговорите с Галиной Васильевной, и вы убедитесь, что для нее нет более важной темы, чем судьба ее выпускников. Она помнит о каждом в деталях, милых мелочах. Поддерживает связь, знает, как сложилась жизнь ее детей, радуется и гордится, если удачно, сожалеет и печалится, когда не все заладилось.

Меня тоже учила и воспитывала советская школа. И я в полной мере ощутила себя в ней главным человеком, вокруг которого вращался целый мир. Тогда учителя были для меня людьми неземными, казалось, у них нет проблем, нет личной жизни, у них были только мы — дети. И я, младшеклассница, чувствовала себя защищенной и счастливой, потому каждый день с радостью бежала в школу.

Надо было видеть, как светлели лица тех, к кому я обращалась глаза в глаза или по телефону, тогда менялся тембр голоса, он становился мягче, сквозь расстояние чувствовалась улыбка. Из уст всех моих собеседников звучало, что Владимир Алексеевич был безупречен. А иначе быть и не могло. Он прошел непростую школу жизни, в полной мере обогатившую его опытом, не имевшим цены. Это стало хорошим подспорьем в работе педагога.

В процессе моего биографического исследования выяснилось, что на пороге взрослой жизни он видел себя кадровым военным. Однако с первой попытки не получилось. На вступительном экзамене по литературе в военный вуз помог товарищу, за него написал сочинение, не рассчитал, что для себя может не хватить времени. Так и случилось. Но военным все равно стал, только в силу сложившихся обстоятельств. Великая Отечественная война, ускоренные курсы пехотной школы комсостава, была тогда такая в Орле.

А дальше был плен. Неизвестно, при каких обстоятельствах это случилось, только все, с кем я общалась, высказали мнение о том, что Владимир Алексеевич не мог сдаться в силу своего характера. Скорее всего, это произошло в бессознательном состоянии, и впоследствии наложило отпечаток на его дальнейшую жизнь. Времена были такие, что в обстоятельствах никто не разбирался, за основу был взят факт пленения. А отсюда вытекающие последствия: офицер-фронтовик, переживший плен, не мог найти работу, нигде не принимали. Наконец, ему повезло, сгодился в Шаблыкино. И уже здесь заочно окончил географический факультет пединститута. Здесь же обрел друзей. Старшее поколение жителей района помнит семью Федотовых – фронтовика Михаила Семеновича, его голос, он был радиожурналистом, и Матрену Ивановну, впоследствии медработника Богдановского дома-интерната для престарелых и инвалидов. Дружили семьями. Объединяла война и переживания Владимира Алексеевича за пленение, человеком он был совестливым. Нина Михайловна, дочь Федотовых, родившаяся в Шаблыкино, вспомнила, как отец нашел ей крестного отца. Тогда многие были атеистами и не потому, что в Бога не верили, просто опасались за последствия. Но детей в храмах все равно крестили, правдами и неправдами обходя запреты. Михаил Семенович этого делать не стал, сказал другу: "Ты Нине будешь названным крестным отцом". И он им оставался на протяжении всей своей жизни.

А потом в трудовой книжке появилась запись о приеме на работу в Парамоновскую школу. Нина Николаевна Баранова, ее выпускница, а в последствие в течение 20 лет директор, говоря о Владимире Алексеевиче, отметила, что он был человечный и добрый, его заслуженно уважали и ценили. На его уроках было интересно, он был доброжелателен, мог подбодрить, пошутить. Уважали его и на селе, часто обращались к нему — человеку умному, интеллигентному — с разными вопросами и всегда получали ответ. За глаза его называли благородным королем. Машины были прекрасной парой, Владимир Алексеевич очень бережно относился к жене. Из школьного детства Нина Николаевна помнит, как однажды на урок Анастасии Кирилловны в класс вошел Владимир Алексеевич, они о чем-то пошептались и Анастасия Кирилловна заплакала. Как потом оказалось, заболел сын Виктор. Нет необходимости говорить о том, что на выбор будущей профессии деревенской девушки повлияли супруги Машины. И таких учеников Машиных, выбравших педагогическую стезю, было достаточно много.

А дальше была Подзаваловская школа. Об этом периоде жизни вспоминает ветеран педагогического труда, "Отличник просвещения СССР" Дмитрий Кузьмич Вилюнов. Он был студентом пятого курса Орловского пединститута, проходил в школе практику. В конечном итоге после сдачи госэкзаменов Владимир Алексеевич увез его в свою школу. И не ошибся, воспитал достойного приемника. Директором Дмитрий Кузьмич работал до самой пенсии, своего наставника не подвел. Вот какую характеристику он дал Владимиру Алексеевичу: "Требовательный к себе и коллегам, он был не строгий, но его уважали, в школе была дисциплина на высоком уровне, коллектив – эрудированным, под стать директору. В совершенстве знал историю. Был хорошим лектором общества "Знание", просвещал сельских тружеников.

Большому кораблю большое плавание. Наступил момент, когда супруги Машины в очередной раз сменили адрес и место работы. Теперь их ждала самая большая школа в районе — Нарышкинская. Все для них здесь было новым, только они оставались прежними, преданными профессии, жизненным принципам. Директор сформировал педагогический коллектив единомышленников, результатом труда которого стали достижения в олимпиадах по химии, биологии, математике. Зинаида Ивановна Глухова 30 лет была завучем, по ее словам, Владимир Алексеевич был глубоко предан школе, ответственный, трудолюбивый. Не каждый может быть директором, а у него к этому был талант. "Во всем он был для нас примером, и мы шли за ним". Школа давала ученикам глубокие знания, что позволило многим поступить в престижные вузы страны. Наталья Долженкова, выпускница 1982 года, вспоминает, что только в ее классе было шесть медалистов, все 25 выпускников поступили куда хотели.

Галина Алексеевна Суханова (Яркович) в школе училась в 9 и 10 классах. С первого дня ее внимание привлек Владимир Алексеевич: высокий, красивый, интеллигентный, вежливый. Понравилась ей сразу же и классная руководительница Галина Васильевна Камалян – молоденькая, опрятная, улыбчивая. С ней можно было говорить на любую тему. Она преподавала биологию, умела шить, кроить. Готовила юношей и девушек к взрослой жизни. Ребята ездили убирать картофель, выступали с концертами в БДИ, проводили школьные балы. Память сохранила самые приятные воспоминания той поры. Вот какой случай из своей жизни она рассказала: "Однажды, уже будучи взрослой, я вышла из автобуса в Нарышкино, скользнула взглядом по толпе, глаза на мгновение остановились на женском лице, выражавшем радость. Так бы и прошла мимо, если бы выражение лица мгновенно не изменилось: оно вдруг потускнело, глаза погасли. И меня осенило, да ведь это же Александра Михайловна Солдатова! Она меня узнала, хотя я училась у нее всего два года. Кричу: "Александра Михайловна!" И снова засветились добрым светом глаза, а на лицо вернулась улыбка. А я еще долго пребывала в приподнятом настроении от того, что меня помнят. Вот такие учителя были в команде Владимира Алексеевича".

"Он гражданин, товарищ, наставник. Вся семья Владимира Алексеевича являла собой образец для идущего следом поколения. Мы тоже шалили, но строгость подразумевала достойное образование, этому способствовал коллектив педагогов, созданный Владимиром Алексеевичем". Так лаконично выразился Юрий (отчество) Салихов, выпускник школы, врач-онколог.

В те времена тестирования на предмет, в какой профессии ученик будет успешным, не было, зато был директор, он хорошо знал всех учеников, его наблюдения и советы были безошибочными. Татьяна Дежкина, выпускница 1974 года, поделилась воспоминаниями о том, как мама ее подруги пришла в школу, чтобы взять документы дочери для поступления в медучилище. Владимир Алексеевич отговорил ее. Подруга, а это была Валентина Ивановна Круговова (Стрелкова), поступила в пединститут, стала филологом, а впоследствии долго возглавляла районный отдел образования. Елене Самохиной посоветовал стать педагогом. Она его послушала, второе образование стало педагогическим. Татьяне же сказал, что она будет лечить животных. Так и случилось, девушка получила профессию ветеринарного врача. "Обычно ученики директора побаиваются, — говорит Татьяна, — с Владимиром Алексеевичем все по-другому — встрече с ним радовались".

Удивительная история произошла с Александром Королевым. Мальчик учился хорошо, но не сложились у него отношения с одной из учительниц. Конфликт зашел так глубоко, что она выдвинула перед директором ультиматум: или я, или Королев. По этому поводу был созван педсовет, на котором в процессе бурного обсуждения в присутствии мамы ученика директор заявил : "Сын будет учиться в своей школе. Я учителя на ученика не меняю". Уже после поступления Александра в военное училище учительница приходила к его маме, долго говорили, но этой темы не касались. Александр благодарен Владимиру Алексеевичу за полученную возможность учиться в школе, с хорошим аттестатом закончить ее. Владимир Алексеевич в каждом ребенке видел личность, с уважением к ней относился. Под стать ему была и Анастасия Кирилловна — строгая, но справедливая. И дети любили ее. Она давала азы взрослой жизни, прививала умение находить в людях хорошее. Учительскую пару боготворила Татьяна Дежкина, восторгалась ею. Вот ее слова: "Готова всю жизнь преклонять перед ними колени, в сердце и душе осталось глубокое почитание, они были, есть и будут выше нас всегда".

Интересно, а каким Владимир Алексеевич был отцом? Я позвонила его сыну Виктору Владимировичу и вот что узнала: "Отец был добрый и внимательный, любил меня, учил жить по совести. Мы с ним много беседовали о политике, истории. Когда я поступил в мединститут, на первых порах скучал по дому и домочадцам. Однажды, выйдя из учебной аудитории, на пороге встретил отца. Он на расстоянии почувствовал мое состояние, все бросил и приехал, чтобы подбодрить".

Говоря о школе, профессор отметил, что она была замечательной, а учителя — потрясающими, они ему, школьнику, дали глубокие знания. Он всегда гордился тем, что учился именно в этой школе, с благодарностью помнит своих учителей.

В 1992 году сын перевозит родителей в Ульяновск. Владимир Алексеевич всегда был примерным семьянином, помогал жене. И в семье сына взял на себя часть забот о благополучии домочадцев, он приобретает продукты, работает на дачном участке, как и прежде, старается быть активным и полезным.

Виктор Владимирович – продукт родительского и педагогического труда, причем высшей пробы. Он доктор медицинских наук, невролог, профессор Ульяновского госуниверситета, заведует кафедрой. Его дети и внуки тоже избрали медицинскую сферу деятельности и успешно ею занимаются.

Для супругов Машиных закончен земной путь, но они продолжают жить в детях, внуках и правнуках. Достаточно сказать, что в большой семье Машиных снова живут Владимир и Анастасия. Такими именами нарекли их праправнуков при рождении. А главное – их помнят и чтут благодарные ученики, которым посчастливилось вначале жизненного пути встретить таких учителей. В их числе выпускники 1988 года Владимир Петрыкин, Владимир Умеренков, Елена Жукова, Ольга Юшкова, Владимир Раяк, Игорь Плотников и другие.

Автор: Галина Переходова

По этой теме: школа

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 250

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика