– Мой сын носит с собой в школу мобильный телефон. Это удобно, потому что я могу в любой момент позвонить ему и узнать, где он, как он. Но при этом он постоянно сидит в своём гаджете, даже на переменах. Подскажите, как отучить его от этой "зависимости" и найти баланс? Ребёнку 10 лет.
– Кто купил ребёнку телефон, тот берёт на себя ответственность за его использование. С чего начать? Первое – личный пример. Понаблюдайте за собой: не берёте ли вы в руки гаджет сразу, как только появляется свободное время. И не копирует ли ребёнок ваше поведение. Если да, то разработайте правила для всей семьи. Когда, сколько, для каких целей вам нужно использовать гаджет. И какие будут последствия за невыполнение этих правил. Учитесь договариваться с ребёнком, учитывая его интересы и желания. Если он настолько зависим от телефона и игр, что играет даже в школе и на него жалуются учителя, возможно, стоит подумать о том, чтобы поменять сенсорный телефон на кнопочный. Тогда вы в любой момент сможете ему позвонить, а играть он уже не сможет. Также можно использовать наручные часы-телефон. Предлагайте ребёнку и другие занятия – совместные прогулки, настольные игры, поделки в зависимости от возраста.
– Заметила, что мой сын пяти лет часто в игре кого-то убивает или переезжает машиной. Как на это реагировать?
– Главное, не напугать ребёнка своей реакцией. Сначала разберитесь со своими переживаниями. Что конкретно вас пугает и почему? Для детей игра – это не только способ развлечь себя, но и возможность переработать сложные эмоции. Чаще всего дети начинают играть в агрессивные игры после неприятного пережитого опыта, чувства беспомощности, когда пришлось сделать то, чего он не хотел. Хорошо, что он может вылить это переживание в игру. Позвольте ему это. Если же такие игры будут преобладать или продолжаться длительное время, лучше обратиться к детскому психологу.
– Некоторые дети в начальной школе нецензурно выражаются. Как с этим бороться?
– Если ругается матом не ваш ребёнок, помните о том, что на вас лежит ответственность за воспитание только своего ребёнка. И разговаривать о том, какие слова можно употреблять, вы должны только с ним.
Если ребёнок первоклассник, то, скорее всего, он кому-то подражает. Снова напомню о личном примере. Предлагаю поговорить с ребёнком примерно так: "Учитель мне сказал, что ты матерился в школе. Я была очень удивлена и немножко расстроилась, потому что в нашей семье мы так не говорим. Нам с папой очень неприятно слышать такие слова и всем окружающим людям тоже. Давай договоримся, что при нас и в школе ты таких слов говорить не будешь. Я знаю, что иногда очень хочется говорить бранные слова, кажется, что это очень круто. Предлагаю тебе такой вариант: я дам тебе мешочек (коробочку, банку). Когда ты один, можешь говорить в него всё, что хочешь. А потом закрой его и выбрось, ведь всё-таки это неприятные слова". Такой вариант снимает запрет. А то, что разрешено, как правило, не очень-то и хочется делать. Запрещая, ребёнок видит острую реакцию, и она ему обычно нравится. Поэтому он говорит, шокируя взрослых.
Возможно, ребёнок пытается через эти слова самоутвердиться, казаться взрослее. Хвалите его чаще, отмечайте, в чём он хорош, что у него получается лучше, чем у других. Мы должны повышать самооценку ребёнка, быть ему опорой и поддержкой.
Таким же образом разговор с ребёнком должны строить и другие взрослые: учителя или тренер. Криками и запретами этот вопрос не решить. А когда мы рассказываем о том, что почувствовали, ребёнок учится учитывать чувства и желания другого человека и сдерживать свои эмоциональные порывы.
Следующая тема для обсуждения с психологом – травля в школе. Присылайте свои вопросы или комментарии на электронную почту noviput@udmnet.ru или в сообщения нашей группы ВКонтакте.