– До июля прошлого года предприятие принадлежало шести акционерам. 13 июля 2019 года 50% акций были проданы АО "Сибирский фанерный комбинат", а вторая половина перед новым годом – ООО "СФК". Но генеральный директор у этих компаний один – Евгений Мезенцев. Основное производство у них – в городе Заринске. Там изготавливается главный продукт – многослойная фанера.
Большую роль в работе ООО "СФК" играет ООО "Берёзка" (Артём Климанов), которое поставляет фирме шпон. Но это предприятие самостоятельное.
В агролесхозе я работаю с января этого года, вначале в качестве заместителя, а с апреля – директором предприятия. Название мы решили не менять.
– Дмитрий Михайлович, тогда для читателей несколько слов о себе.
– Родился я в с. Видоново, высшее образование получил в аграрном университете (инженер-землеустроитель). В 2005 году начал работать в Кордоне – в ООО "Залесовский лес". И чтобы быть в теме, поступил и закончил Бийский лесной техникум. А несколько позже получил ещё одно высшее образование в Сибирской академии государственной службы (менеджер). Так что теоретическая база у меня основательная.
– А теперь о производстве. Что изменилось после смены собственника?
– Структурно мало что поменялось. Общее количество работающих – 98 человек, сколько и было. В составе два лесоучастка – Черёмушкинский (руководитель Антон Корчагин) и Залесовский (вакансия руководителя: Сергей Смирнов уволился, приняв решение посвятить себя полностью пчеловодству).
Формат работы прежний: заготовка, переработка леса и выполнение обязательств, которые нам определены государством по лесовосстановлению.
У нас шесть пилорам (по три на каждом лесоучастке), столярный цех.
Плановые объёмы производства – заготовить 38 тысяч кубометров древесины – остались пока прежние. И мы их постоянно перевыполняем.
Что поменялось? У нас сейчас новый состав бухгалтерии: главбух – из Новосибирска, бухгалтер – Надежда Филипьева, кассир – Лариса Качесова.
Полностью обновили в бухгалтерии компьютерную технику, ввели бухучёт 1С.
Старую технику и технологию постепенно меняем на новую. Приобрели (и он уже в работе) лесозаготовительный комплекс "Джон Дир", стоимостью 72 миллиона рублей. Точнее, приобрело ООО "СФК", а нам они его передали в аренду. Также у нас теперь новый лесовоз "Урал Некст" (5.5 миллиона рублей). И в ближайшие дни мы получим по лизингу ещё один такой же лесовоз. Но это уже будет наш, без аренды.
В планах – полностью технически перевооружиться. Постепенно отказаться от старых лесовозов, от ГАЗ-66 (заменим на УАЗы-"санитарки").
Новая техника прежде всего комфортная, удобная для работы, на ней кондиционеры, бортовые компьютеры. Но и весьма сложная. Сейчас на "Джон Дирах" работают специалисты-вахтовики из Белова, Ларичихи, Завьялова. И задача у меня – чтобы освоил эту технику кто-нибудь из нашего района. Нужны высококвалифицированные специалисты.
– Полагаю, и зарплата там соответствующая?
– Конечно. За 15 дней вахтовикам мы платим около 100 тысяч рублей, она ещё зависит от выполненных объёмов работы. И, пользуясь случаем, я обращаюсь к залесовцам. Может, у кого-то есть навыки работы на такой технике? Зарплата ведь хорошая.
С кадрами вообще проблема. Нужны водители и на современные лесовозы. Здесь тоже неплохая зарплата. Конечно, труд нелёгкий, но зато высокооплачиваемый. Так что ждём.
– Раз новая техника, значит, и объёмы производства должны быть выше?
– Оно так и есть. Так как нам не хватает сырья в Залесовском районе, мы ищем деляны в других местах. Недавно договорились с Объединённой лесной компанией о заготовке на их территории в Аламбае 35 тысяч кубов. Там работают в четыре смены рабочие на новой технике. Семь лесовозов ежедневно вывозят лес, все люди – наёмные по производственной необходимости. Все свои работают в сёлах Залесово и Черёмушкино. Так что надеюсь: за год мы заготовим 38 тысяч кубов в Залесовском районе и 35тыс. – в Аламбае.
Сейчас готовим новое лесоустройство на 76 тысяч кубов на следующий год за счёт неустроенных лесов, которые не разрабатывались по 20 лет и более. Это в Залесове, Борисове, Пещёрке, Тундрихе. Сегодня мы работаем в основном в сёлах Черёмушкино, Большой Калтай, Шатуново и Думчево.
– Возникает вопрос о реализации. Объёмы увеличиваются, а значит и потребители должны быть?
– Ну прежде всего лес идёт на нужды самого "СФК", на наши пилорамы, кроме того, поставляем пиломатериал населению по Федеральному закону № 87 (100 кубов на новое строительство и 25 – на ремонт дома). И планируем освоить новое направление – отгрузка в вагоны пиломатериала (в Новоалтайске) и отправка по России. Вся переработка будет у нас. Сейчас ищем заказчиков на нашу продукцию.
– Но ведь необъятный рынок в Китае?
– Для импорта нам необходимо полностью менять оборудование по переработке леса. Многое зависит от конъюнктуры рынка. Но пока цена в Китае и в России отличается незначительно. Зато требования с китайской стороны очень серьёзные.
– Нельзя не задать вопрос о воспроизводстве леса. Пилить – пилим, а кто будет восстанавливать?
– А мы и восстанавливаем. По крайней мере, государственное задание на этот год по посадке лесных культур и уходу за ними мы выполнили. Будем увеличивать объёмы заготовки древесины, соответственно и увеличим посадки. Государство за этим следит чётко. И я ещё раз хотел бы подчеркнуть, что нам нужны квалифицированные кадры, в том числе и на пилорамы. Зарплата зависит от выработки, но в пределах 25 тысяч рублей в месяц. Оплата за труд у нас стабильная, специалисты получают аванс и получку.
Работаем мы и над улучшением собственной базы, будем обновлять котельную, расширять контору. Так что мы не только живы, но и развиваемся вполне благополучно.
На новом "Урале Некст" работает Павел Микушин. В агролесхозе он трудится 13 лет. Вначале на ленточной пилораме рамщиком, а потом 6 лет на старом "Урале". Полтора месяца назад он получил новую технику, напарником у него Иван Смирнов. По словам Павла, новая машина очень комфортная, легкая в управлении и пока не требует никакого ремонта. На вопрос о "Джон Дире" он ответил следующее: "По сравнению со старым трелёвочником ТТ-4 – это небо и земля. Ребята в кабине сидят в белых футболочках. Да и производительность в несколько раз выше. Замечательная машина".