Нина Миллер вот уже 34 года "работает волшебником" в Залесовской СОШ № 2, еще с того времени, когда часть учебных кабинетов находилась в здании нынешнего МФЦ. Как признается учитель, в волшебный мир педагогики ее привел будущий супруг Николай. Вместе с ним она осваивала "магическую" профессию в Бийском педучилище, вместе с мужем одно время бок о бок трудилась в школе. Но еще сидя за школьной партой, совсем юной девчушкой Нина уже знала, что хочет связать свою жизнь с образованием.
Нина Анатольевна никогда не забудет свой первый год в качестве учителя. До того как стать школьным педагогом девушка уже имела среднее специальное образование и в течение трех лет успела поработать воспитателем детского сада. Так что, когда молодой специалист в 1986 году устроилась на работу учителем начальных классов, а затем поступила в Бийский педагогический институт, опыт общения с маленькими "почемучками" у нее уже был.
– В тот год в школе впервые набирали классы из шестилеток, – вспоминает Нина Анатольевна. – Это был такой новаторский шаг в системе образования, поэтому перенимать опыт к нам приезжали со всего района. Удивительно, как отличаются между собой ребята шести и семи лет, хотя, казалось бы, разница в возрасте незначительна. Малыши еще более доверчивы, непосредственны и открыты, семилетки же самостоятельнее, находчивее, ершистее. Но в каждом – целый мир, целая вселенная!
В этом году Нина Анатольевна в десятый раз "пошла в 1 класс". Сегодня в ее классе 24 ученика. Каждый – маленькая личность со своим характером, к каждому нужно подобрать свой ключик, чтобы учение было в радость, а познавательный интерес никогда не иссякал. Не менее важно найти взаимопонимание с родителями. С этим, считает педагог, ей исключительно повезло: хорошие отношения со всеми родителями складывались всегда. И ни для кого не секрет, что очень многое в школьном кабинете сделано родителями учеников. Вот и в этот раз благодаря такой помощи в классе появились новые кабинки для одежды, а также была проведена вода.
Сейчас за советом к опытному педагогу обращаются молодые учителя, а когда-то сама Нина Анатольевна училась премудростям профессии у своего наставника – Зои Харлампиевны Иванищевой. С огромным уважением отзывается она и о своих учителях, в числе которых Нина Ивановна Тэрри. Теперь же, зная все тонкости работы учителя, Нина Миллер отстаивает интересы коллег в профсоюзной организации работников образования, возглавляя школьный профсоюз, а также являясь инспектором по труду районного профсоюза. В ее обязанности входит проверка условий, в которых работают учителя района, а также приемка образовательных организаций перед началом нового учебного года.
– Мы контролируем соблюдение трудовых прав учителей, решаем вопросы по тарификации, количеству часов, ставкам, заработной плате, стимулирующим выплатам, регулируем возникающие конфликты, – разъясняет суть своей деятельности Нина Миллер. – В педагогическом коллективе нашей школы 40 человек. На сегодняшний день три четверти учителей состоят в профсоюзе работников народного образования. Профсоюзное членство дает право на льготы при получении медицинских услуг, в частности – зубопротезировании, организации детского отдыха и санаторно-курортного лечения. Кроме того, предусмотрена возможность беспроцентной ссуды на личные нужды профсоюзовцев. Организация помогает в сложных жизненных ситуациях, например, во время болезни, выделяет средства на подарки к праздничным датам. Именно благодаря работе профсоюза, произошло увеличение ставки работников образования. Опять же профсоюз отстоял коммунальные выплаты сельским учителям. Так что позволю себе не согласиться с теми, кто считает, что профсоюз – бесполезная организация!
Говоря о различиях между своими первыми учениками и сегодняшними детьми, Нина Анатольевна отмечает, что сейчас у ребят больше доступа к информации, но, к сожалению, не всегда это полезный и безопасный контент. Недостаточный родительский контроль либо отсутствие такового тоже печалит педагога. Зато увеличилось количество детей, что не может не радовать. Многие родители, благодаря стимулирующим выплатам, решаются заводить более двух детей, растет число многодетных семей. Одно остается неизменным: детская непосредственность и пытливый ум, жаждущий новых открытий. И эту потребность Нина Анатольевна готова с огромным удовольствием удовлетворять каждый день.
Блиц-опрос для учителя:
– Какое качество вы больше всего цените в коллегах?
– Честность.
– Как быстро успокоить расшалившихся на уроке детей?
– Подойти, ласково приобнять и потихонечку прошептать на ушко что-нибудь доброе.
– Если бы не педагогика, я бы работала…
– …В сфере торговли, скорее всего. Продолжила бы семейную династию. Кстати, у меня и диплом есть.
– Что самое приятное в работе учителя?
– Видеть результат своего труда. В прошлом году многие ребята из моего класса стали победителями предметных олимпиад федерального и международного уровней. И когда нам стали приходить дипломы и сертификаты, было очень приятно! Это значит, что мой труд приносит плоды, что я смогла дать детям знания и сформировать умения.
– А что омрачает трудовые будни?
– Тревожит то, что сегодня многие ребята просто не знают, не понимают слова "нельзя". Это не их вина, это упущение взрослых. Вседозволенность трудно поддается коррекции, а последствия ее могут быть просто катастрофическими.
– Ваш секрет педагогического мастерства?
– Нужно просто очень любить детей, вот и весь секрет. До сих пор, открывая дверь в класс, я сразу же забываю все неприятности, видя глаза моих ребятишек! Кто не работал в школе, тот никогда не поймет, какое это счастье!