Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Информационная общественно-политическая газета Крутихинского района Алтайского края

658750, с. Крутиха, ул. Ленинградская, 28
телефон: +7 (38589) 2-22-65, 2-23-65, 2-23-75, 2-13-45
e-mail: obnova_2@mail.ru

Береги осанку смолоду!

По данным Минздравсоцразвития и Госкомэпиднадзора, в России здоровы лишь 14% детей, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% – хронические заболевания. Львиная доля приходится на опорно-двигательный аппарат. ( “Аргументы и факты”, № 39, 2017 г.)

Что может быть важнее здоровья наших детей! Тема о тяжелых портфелях, ранцах, рюкзаках на плечах наших школьников стала притчей во языцех. Но воз, как говорится, и ныне там. Возмущения и недовольства общественности по этому поводу так и остаются гласом вопиющего в пустыне, никем не услышанным и непонятым.

Каждый день мы встречаем на улицу наших юных граждан, с трудом волокущих на себе непосильную ношу. Нелегко приходится современному ученику, ведь столько всего необходимого и полезного нужно ежедневно носить с собой в школу и обратно. Одно школьнику невдомёк, что сохранение и улучшение его здоровья является важнейшей государственной задачей. Издана большая куча разнообразных правовых актов, чтобы облегчить жизнь российскому школьнику. Весу его портфеля придаётся огромное значение, наравне с условиями обучения, режимом дня и внедрением современных технологий воспитания детей, изложенных в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях”. Согласно этому серьезному документу, вес портфеля с ежедневным комплектом учебников и письменных принадлежностей должен быть: для учащихся первых и вторых классов не более 1,5 кг; третьих и четвертых классов – не более 2 кг; пятых и шестых классов – не более 2,5 кг; седьмых и восьмых классов – не более 3,5 кг; девятых, десятых и одиннадцатых классов – не более 4 кг. Вес ранца без учебников не должен быть более 700 г, а вес портфеля с учебниками не должен превышать 10% от веса школьника.

А как обстоят дела на практике? Многие родители, увидев эту “санпиновскую” арифметику, скорее всего, широко распахнут от удивления глаза и переведут их в недоумении на неподъемные “сундуки” своих чад. Кто-то обреченно махнет рукой со словами: “Сколько можно толочь воду в ступе, говори не говори, пиши не пиши, всё равно никто ничего менять не будет!”

Так сколько же весят заполненные портфели, ранцы и рюкзаки у наших учеников на самом деле? Идём в школу с весами! Итак, взвесив по десятку портфелей в каждой возрастной категории, выясняем, что среднестатистический вес сумки со школьными принадлежностями у учащихся первых и вторых классов составляет 2,08 кг, что на полкилограмма больше нормы. Только у одного ребёнка портфель весил 1,5 кг. У третьих и четвертых классов дела обстоят похуже: в среднем портфель весит 3,16 кг, а это уже больше положенного на 1,16 кг. И снова, только у одного из десяти учащихся 3-4 классов вес портфеля в пределах нормы – 2 кг. Такая же грустная картина у пятиклашек и шестиклашек. В среднем их рюкзаки весят 3,5 кг, начиная с 2,5 и заканчивая 5 кг (это-то при норме 2,5 кг(!)). Чем старше становятся учащиеся, тем больше к санпиновским нормам приближается вес их портфелей. У седьмых и восьмых классов перевес составляет в среднем 0,5 кг. У школьников с 9 по 11 классы средний вес рюкзака составляет 4,08 кг. Почти норма.

Но не все так однозначно. Вес сумок, например у девятиклассников, в день эксперимента колебался от 3 до 5,5 кг. Ребята сами заинтересовались, почему при одном и том же расписании такая весовая разница содержимого их портфелей. Решили разобраться. Оказалось, что разница между весом пустых портфелей в 150 г, была и разная наполняемость пеналов, кто-то не положил один учебник и т. д. Нюансов много. Но вот что интересно, ничего лишнего, чтобы мешало бы учебе, в портфелях у девятиклассников не было. (Начало на 2-й стр.).

Итак, данное исследование показало, что в большинстве случаев у учеников с1 по 8-й классы средняя масса портфелей значительно превышает допустимые санитарные нормы. Как видим, статистика не только не утешает, но и основательно пугает! Ведь речь идет не о чьих-то виртуальных детях, а о наших, родных и ненаглядных.

Обратимся к медицине. Она утверждает, что носить годами непосильные тяжести для растущего детского организма крайне опасно для его здоровья. Тяжелый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечно-сосудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих тяжести, развивается плоскостопие.

Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, а от этого страдает успеваемость. Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы не понимать, что от здоровых позвоночника и осанки зависит здоровье всего организма ребёнка.

Да, о таких последствиях для здоровья наших ребятишек даже подумать страшно. Как бы там ни было, а думать надо. Думать и что-то менять в сложившейся ситуации, ведь риск нанести непоправимый вред здоровью школьника возрастает с каждым учебным днем. Но что мы, родители, можем предложить? Перейти на цифровые учебники? Закупить второй комплект учебников для каждого школьника и хранить их в кабинетах? Все эти варианты, несомненно, хороши, но финансово очень затратны. Иногда и одного комплекта учебников не всегда и не всем учащимся хватает. Что уж говорить о вторых комплектах.

Нужно отдать должное Крутихинской средней школе, которая так или иначе заботиться о ребятах. Во всех кабинетах начальных классов есть шкафы для хранения папок по технологии и для спортивной формы и сменной обуви. В старших классах разрешается пользоваться одним учебником на парте. Это замечательно, но все эти меры недостаточно облегчают портфели учащихся.

Есть ещё какой-нибудь выход из создавшейся ситуации, или на данном этапе эту проблему сдвинуть в положительном направлении просто невозможно? Но ведь на кону стоит здоровье нашего потомства. А может быть, у представителей руководства образованием, школ есть свои соображения на данную тему?

Мы спросили об этом председателя комитета по образованию В. И. Белоненко: “Хотелось бы, чтобы здоровье детей не ухудшалось, а улучшалась с каждым годом, но статистика говорит об обратном. К сожалению, вес и размеры учебников увеличиваются. Но правила СанПиНа, считаю, распространяются и на организации, которые занимаются издательством учебной литературы, изготовлением школьных принадлежностей. Педагоги работают в строгих рамках стандартов образования, что носят ученики в своих портфелях, они проверять не вправе, это прерогатива только родителей. Именно родители должны контролировать содержимое ранцев своих детей, особенно у первоклассников”.

В этом председателя комитета по образованию поддерживает директор Крутихинской СОШ С. В. Палкин: “Хочется надеяться, что рекомендации СанПиНа не останутся только рекомендациями, что им строго соответствует вся школьная продукция. Ну а мы зависим только от Министерства образования. Ни больше, ни меньше. А ребятам хочу посоветовать, чтобы они поменьше носили с собой всяких гаджетов, различных игрушек”.

С последними доводами руководителей нельзя не согласиться, тем более, помните, что в нашем эксперименте все-таки у одного ребенка из десяти вес портфеля был в пределах нормы. Значит, чтобы не “рвать” спины с детства тяжелыми рюкзаками, ученикам и их родителям нужно хотя бы делать ежедневную ревизию содержимого портфеля, и все лишнее, конечно же, оставлять дома. В школу ребенок ходит за знаниями, и ничто не должно отвлекать его от учебного процесса.

Возможно, это еще один из выходов облегчить нагрузку на позвоночник нашим детям. Но, как выяснили сами старшеклассники, у них в портфелях ничего лишнего не было, а перевес был. Значит, даже действуя строго по рекомендациям Министерства образования и не нося ничего лишнего в портфелях, у нас не получается соблюдать нормы СанПиНа.

А может быть, дело в самом портфеле? Может быть выбрать нужный портфель, и никакая перегрузка спине не страшна? Как же правильно выбрать самый правильный портфель, а лучше рюкзак или ранец? Смотрите наши рекомендации на сайте газеты. Возможно, следуя данным рекомендациям, нам удастся хоть немного сберечь спины, плечи, поясницы нашим детям.

Здоровье учеников зависит от многих факторов. К сожалению, на многие мы не в состоянии повлиять, например, на разработки Министерства образования. Но сделать всё возможное для того, чтобы изменить ситуации, при которой наши дети ежедневно подвергают риску своё здоровье, необходимо. Эта острая проблема может быть снята только тогда, когда она будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учащихся.

Трудно сказать, станут ли легче школьные сумки в ближайшем будущем. Найдем ли мы ответ на вопрос: “Кто же все-таки в ответе за здоровье наших детей”? Но данная тема нами еще раз затронута. Будем надеяться, что очередная волна общественного внимания все-таки начнет точить камень безразличия по отношению к подрастающему поколению.

Терпения родителям и педагогам, здоровья всем и успехов в учебе нашим детям.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Позвольте дать еще некоторые рекомендации родителям с целью облегчить нелегкую ношу, которую продолжают тащить наши дети на своих спинах по дороге к знаниям. Когда-то давно был всего один вид школьного ранца, разработанный по стандартам ГОСТа СССР. Каким он был, сейчас трудно сказать, но в настоящее время огромный выбор портфелей по качеству и ценовой политике настолько велик, что выбор его ставит родителей школьников иногда в безвыходный тупик. А ведь правильно выбранный портфель, рюкзак или ранец имеет огромное значение для дальнейшей успешной учебы ребенка. Попробуем разобраться. Итак, при покупке школьного ранца очень важно обратить внимание на три момента: на конструкцию, материал и вместительность. Относительно первого врачи убеждены: лучше всего, если ваш ребенок будет носить не сумку через плечо или портфель в руке, а именно ранец на двух плечах. Верх ранца не должен находиться выше линии плеч, а низ - ниже бедер. Ширина его не должна быть больше, чем ширина плеч ребенка. Важно, чтобы задняя стенка ранца или рюкзака была уплотнена и хорошо прилегала к спине школьника, не давая позвоночнику искривляться. Ученику младших классов лучше приобрести рюкзак со специальной ортопедической спинкой. Поверхность, прилегающая к спине, должна быть выполнена в виде специальной подушечки, чтобы носящий чувствовал комфорт, а не углы книг и тетрадей, впивающиеся в спину. Посмотрите, как выглядят ремни. Лямки ранца должны быть шириной не менее 4 см, длиной 60-70 см и хорошо подгоняться под рост и объем того, кто будет носить рюкзак. Неправильно подобранные ремни могут сдавливать нервные окончания на плечах и руках и вызывать их онемение. Что же касается ткани, то она, конечно же, должна быть плотной, желательно пропитанной специальным, не пропускающим воду, составом. Из соображений практичности лучше выбирать тот материал, который не потрескается в зимние морозы и не слишком сильно запачкается. Чем он легче, тем комфортнее будет носить ребенку. Виниловые или тканевые рюкзаки не менее прочные, чем кожаные, но более легкие по весу. Не нужно покупать портфели больших размеров, потому что дети будут стараться загрузить туда максимально большое количество предметов. Кстати, для того, чтобы все поместилось и удобно расположилось в ранце, выбирайте модель с большим количеством самых разнообразных по форме и размеру отделений: для письменных принадлежностей, для учебников и альбомов, для сменной обуви, для ключей. Тогда вам не придется снабжать малыша целой кучей дополнительных пакетиков и сумочек, а ему не нужно будет долго копаться в недрах ранца, прежде чем что-нибудь там найти.

Автор: Наталья Рудько


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 513

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика