Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Информационная общественно-политическая газета Крутихинского района Алтайского края

658750, с. Крутиха, ул. Ленинградская, 28
телефон: +7 (38589) 2-22-65, 2-23-65, 2-23-75, 2-13-45
e-mail: obnova_2@mail.ru

Место, где живёт доброта

Мы произвольно открываем подшивку газет за 2004 год и в одном из октябрьских выпусков перед нами портрет красивой женщины – Ольги Геннадьевны Глазычевой, директора Маловолчанской школы.

В лице этого руководителя общеобразовательного учреждения поздравляли всех педагогов района с Днем учителя. Это было почти 20 лет назад.

Нам стало очень интересно, как сегодня живет героиня той публикации. Ну, и так как Ольга Геннадьевна руководит учреждением образования, мы узнаем у нее, как же живет Маловолчанская школа сегодня.

И вот мы уже в уютном кабинете руководителя Маловолчанской школы. Нас встречает все та же миловидная и душевная женщина, над которой, похоже, годы совершенно не властны.

Уважаемая Ольга Геннадьевна, вы сегодня являетесь героем нашей новой рубрики. Расскажите немного о себе и своей профессиональной деятельности.

– Я приехала работать в Маловолчанскую школу в 1987 году, как я тогда думала, временно. После окончания Алтайского педагогического института я мечтала вернуться в свою Долганскую школу (я родом из Долганки). Но, к сожалению, вакантного места для меня не оказалось. А предыстория была такова. 1987 год был богат на важные события в моей жизни. 1 мая у нас с Сергеем Леонидовичем была свадьба, а в июне я сдаю госэкзамены. И меня распределяют в Бурятию! Но так как мы были молодой перспективной семьей, и Сергей Леонидович на тот момент работал секретарем комсомольской организации совхоза "Долганский", а на руках я имела кучу документов, гарантирующих, что меня устроят на работу, распределительная комиссия института пошла мне навстречу и позволила вернуться в Крутихинский район. Я на радостях возвращаюсь в Долганку, захожу счастливая в кабинет директора Долганской школы Ольги Павловны Бакан, показываю ей документы, а она мне заявляет: "Оля, ну нет у нас сейчас часов математики, я могу взять тебя только на продлёнку". Я, конечно, не согласилась на такие условия работы. Председатель комитета по образованию Сергей Васильевич Саньков предложил мне место в Маловолчанской школе, директором которой была Екатерина Павловна Суетина, тоже, кстати, математик. Я стала преподавать математику, заменив Екатерину Павловну, так как она собиралась уходить в декретный отпуск. Мне дали, по-моему, часов 20. Маловолчанская школа считалась тогда перспективной, через год после моего прихода она стала средней (до этого была восьмилетней). Начинала я работать еще в старой деревянной школе, которая была в плачевном состоянии. В 90-х годах собирались закладывать новую школу между Домом культуры и сельским советом. Но перестройка разрушила все благие намерения. И тогда школу перевели в это здание, где мы сейчас находимся. Оно было только-только введенным в эксплуатацию, ранее в нем планировалось разместить либо совхозную контору, либо общежитие, точно сказать не могу.

Никогда не предполагала, что буду жить в Маловолчанке, и она станет для меня и моей семьи родной. Думала, ну, поработаю немного в этой школе и вернусь в любимую Долганку. Но судьбе было угодно, чтобы я осталась работать именно в маловолчанской школе на долгие-долгие годы. Моему "временному" пребыванию в родной теперь уже школе в этом году исполняется 37 лет. В моей трудовой книжке всего две записи: "Принята учителем математики" и "Назначена директором Маловолчанской школы". Я не работала больше ни в одной общеобразовательной организации. 30 марта 2024 года будет 24 года, как я возглавляю это образовательное учреждение. На сегодняшний день я самый “старший” из всех руководителей школ в районе. Следом за мной идет Татьяна Анатольевна Макшаева, возглавляющая Прыганскую школу. Она стала руководителем на год позже меня. Ну, а остальные коллеги пришли в профессию значительно позже нас.

А если вам представилась бы возможность уехать из Маловолчанки, вы бы уехали?

– За эти годы у нас не единожды была возможность вернуться в Долганку. Ведь многие приезжали в Маловолчанку и уезжали из нее. Но мы не покинули ее, хотя и не были местными. Что нас удерживало здесь? А знаете, держали нас люди, держал совхоз "Горизонт". Это было огромное хозяйство, которое возглавлял Анатолий Михайлович Щеглов. Здесь было такое животноводство и растениеводство! Свиней, лошадей, крупного рогатого скота – несметное количество голов. Немало было и посевных площадей, а, следовательно, и большой автопарк. В селе жило очень и очень много молодежи. Парни возвращались после армии домой, им предоставлялись и работа, и жилье. Играли свадьбы, рождались дети. Было многолюдно, интересно, весело. Жизнь в селе била ключом. В 1988 году мужа назначили директором Маловолчанской школы. У нас была любимая работа, перспектива тоже вроде была. Обещали построить новую школу. Вот как-то срослись душой с Маловолчанкой. И на сегодняшний день я нисколько не жалею, что так сложилась жизнь, и что мы остались в этом селе. Я считаю, что мы востребованы и нужны людям именно здесь.

Что изменилось в вашей жизни за прошедшие 20 лет с момента публикации материала о вас в 2004 голу? Какие яркие события произошли с той поры?

– Изменилось, конечно, очень многое. Из неопытного педагога и директора, а на момент опубликования моего портрета в газете я была всего около 4 лет директором школы, стала умудренным жизнью человеком. Тогда меня, 34-летнюю, как сейчас помню, назначили директором школы по распоряжению председателя комитета по образованию Ольги Павловны Бакан. Она приехала к нам на педсовет и объявила о своем решении. Слез было, если бы вы только видели! Я так боялась и думала, что никогда не справлюсь с новой должностью. Коллектив в начале 2000-х у нас был большой – 160 учеников и более 20 учителей. Был такой страх. Когда я приехала впервые на совет директоров школ, вокруг меня сидели настоящие мастодонты-профессионалы – Надежда Ивановна Никулина, Зинаида Ивановна Ведринцева, Александра Ивановна Алексеева, Надежда Егоровна Селина. Я казалась сама себе такой юной, такой бестолковой, смотрела на всех, как на небожителей. За год до меня директором Крутихинской школы был назначен Сергей Васильевич Палкин. Но и он казался мне солиднее. Во-первых, он был старше меня по возрасту, а во-вторых, он, в конце концов, мужчина, ему было легче постигать азы новой должности. Но время шло, а вместе с ним приходили опыт и профессиональные навыки.

Кто вас тогда больше всех поддержал из коллег, когда вы заняли кресло директора Маловолчанской школы?

– Поддержали все, без исключения. Назначение директором стало для меня таким импульсом. Это стало временем добрых начинаний.

Когда Ольга Павловна объявила, что реально директором они видят только меня, что будут во всем мне помогать и так далее, и так далее, я растерялась Она уезжает, я рыдаю, а мои коллеги, кто-то из них постарше, кто-то такие же, как я, спрашивают: "Ты что плачешь? Ты почему так переживаешь? Не переживай! Мы поможем. Мы будем рядом". С той поры мой коллектив никогда, ни разу меня не подвел. И при любом случае я говорю об этом. Как вы знаете, в двухтысячных не было стабильности, в том числе и во многих трудовых коллективах. Тогда было в норме вещей жаловаться на своих руководителей районной и краевой власти. Было много недовольств и недопонимания. Мои коллеги ни разу никогда и никуда не жаловались, какие бы распри и проблемы не случались внутри школы.

А ведь были острые проблемы с заработной платой, мы получали ее достаточно редко. Я всегда была честна перед моими коллегами, без виляний и лжи. Открыто говорю им: "Дела обстоят так-то и так-то. Сообщаю вам все начистоту. Как мы все вместе решим, так и будет". И меня, к моему большому счастью, коллеги понимают и поддерживают во всем.

С годами наш коллектив очень сплотился и стал одной дружной семьей. Приезжали, конечно, к нам несколько педагогов, но поработав год-два, уезжали. Но, а те, с кем я начинала работать, работают со мной до сей поры за исключением тех преподавателей, кто ушел на заслуженный отдых.

Когда я стала директором, наш коллектив был самым молодым в районе, средний возраст сотрудников составлял всего 37-38 лет. Ну, а теперь, мы самый взрослый и опытный педагогический коллектив.

Я сама по себе человек очень неконфликтный. Я очень не люблю какие-либо разборки и скандалы. Мне обязательно нужно сгладить все острые углы. Я люблю теплую дружественную атмосферу вокруг себя, добрый рабочий микроклимат в коллективе, чтобы было все мирно, тихо и спокойно. Именно в таком режиме добра и благожелательности мы работали все годы и продолжаем трудиться по сей день.

А изменились за эти годы дети?

– Да, дети изменились сильно по сравнению с двадцатилетней давностью. Я благодарна нашему правительству, что, наконец-то, возвращают те принципы воспитания и обучения детей, которые существовали в 80-х годах, когда мы были еще сами детьми и когда только-только начинали свою трудовую деятельность. Я помню, что у нас был огромный пришкольный участок-огород, на котором мы трудились с удовольствием. И наши родители никогда не роптали и не говорили: "Ой, тяжело, ой, холодно, ой, грязно! А почему вы их снимаете с уроков, а почему вы их просите работать после занятий?" Да и ребятишки не ныли, а дружно и весело выходили на общественные работы. Трудовое воспитание было тогда в норме. Изменилось время, изменились люди, изменились цели в жизни, все изменилось вокруг. Мы, руководители школ, теперь просим родителей дать разрешение привлечь их детей, например, на субботник, чтобы убрать пришкольную территорию. Трудовое воспитание ведь ушло в "никуда". Ничего детям делать было нельзя: подметать, доску вытирать, генеральную уборку в классе производить, на школьном огороде работать… Сейчас же общественно-полезный труд возвращается в наши школы. И это не может не радовать. Но мы понимаем, что нужно много времени, чтобы переломить сознание детей и, в первую очередь, самих родителей, чтобы они поняли, что труд облагораживает человека. Наверное, только малыши, первоклассники-второклассники воспримут трудовое воспитание, как должное, прочувствуют, поймут то, о чем им изо дня в день будут говорить и показывать на своем примере их педагоги. Это очень замечательно, что мы отчасти возвращаемся к нашей старой, но хорошо проверенной системе образования и трудотерапии.

Что сегодня больше всего волнует и беспокоит в вашей профессиональной деятельности? Чем и кем вы гордитесь?

– У нас в школе всего 38 ребятишек. И перспективы не радужны. Село наше небольшое, оно стареет, все меньше и меньше остается людей детородного возраста. В садике сейчас находится порядка 10 малышей и 7-8 деток дошкольного возраста на домашнем воспитании. Это очень и очень мало. На сегодняшний день это наша большая боль. А ведь наши дети самые лучшие. Я всегда говорю своим коллегам и в школе, и в комитете: "Вспомните, наши маловолчанские учащиеся под руководством учителя технологии Ольги Леонидовны Суховских первыми заявились и приняли участие в краевом конкурсе "Мода и время", на котором с достоинством защитили честь нашего района. Работы наших учеников демонстрировались на выставке "Сибириада" в Москве. А обучил ребят рисовать шедевральные картины и изготавливать предметы декоративно-прикладного искусства наш педагог, золотые руки Анатолий Павлович Дягилев. Дети могли и желали заниматься этим. Нас показывали по телевидению, о нас говорили по радио. Наши ребятишки занимали призовые места во всероссийских и международных конкурсах. Помню, в конкурсе "Цифровой ветер" наш ребенок стал третьим по России. Тогда только-только начиналась компьютерная графика. Мы ездили в Барнаул, где нам вручали призы за победу. Сегодня громких побед стало значительно меньше. И это тоже моя боль. Но такое время и такова жизнь.

А есть у вас ученики, которыми вы особенно гордитесь?

– Я горжусь всеми своими учениками. У меня столько выпускников, столько ребятишек, с которыми я с удовольствием поддерживаю тесную связь. Мы часто созваниваемся. Когда ребята приезжают издалека в родное село, много разговариваем друг с другом. Я очень рада видеть всех моих учеников.

Есть среди наших детей выдающиеся личности. Было несколько золотых и серебряных медалистов. Отличники и спортсмены – наша гордость. А есть ребятишки, которые просто милые и любимые. Может быть, они были когда-то непослушными хулиганами, а сейчас, когда встречаю их, со всеми обнимаюсь. Это своего рода ритуал, без которого уже не обойтись. Утверждала и буду утверждать: "Из маловолчанской школы не вышло ни одного плохого человека". Все ребята очень хорошие и достойные люди. Примером героизма и отваги стал наш выпускник 2003 года Владислав Михайлович Барков. Владик погиб 1 июля 2005 года при исполнении воинского долга в республике Дегестан. Он был награжден орденом Мужества. 4 года назад сослуживцы Владислава заказали новую мемориальную доску, привезли ее и установили при входе в школу. Теперь, приходя в школу, мы каждый раз встречаем нашего мальчика, как живого.

Какая ваша школа сегодня? Есть ли помощники и благотворители?

– Да, за последние десятилетия наша жизнь изменилась кардинально. Мы живем в удивительное время. Я когда-то пришла в школу с мелом, ручкой и бумагой, а тексты мы набирали на примитивных печатных машинках, а сегодня, помимо прочего технического оборудования, буквально на днях в школе и вне ее установили видеонаблюдение. А в прошлом году нам почти везде установили пластиковые окна. Ну, конечно, нам бы хотелось иметь хороший капитальный ремонт, как, например, в Волчно-Бурлинской школе. Но мне и, надеюсь, не только мне, кажется, что наша маленькая школа очень уютная, домашняя, теплая во всех отношениях. Все какое-то детское, доброе, душевное. Сделать нашу школу еще красивее и удобнее помогают бывшие ученики. Наш выпускник 2005 года Михаил Крупенко помог нам финансово на общую сумму более 100 тысяч рублей, благодаря которым мы постелили в трех кабинетах линолеум и сделали входные двери. Установить вторую пластиковую дверь во входной зоне и пластиковое окно в одном из кабинетов нам помогла партия "Единая Россия". Мы бесконечно благодарны всем, кто делает жизнь нашей школы лучше.

Вернемся к истокам. Почему вы решили посвятить свою жизнь педагогике?

– Вы знаете, я иногда тоже задаю этот вопрос себе. Вспоминаю свое детство. Я всегда играла только в школу. У меня был замечательный дедушка. Он сделал что-то вроде школьной доски. У меня была отдельная комната, и там я учила всех различным предметам. Интересная история, почему я стала именно математиком. Хотя, если бы я знала тогда, что мне придется ежегодно готовить ребятишек к экзаменам, волноваться и переживать за них, ни за чтобы не пошла бы в математики. Это такая ответственность. Но получилось в жизни так, как получилось. Моим кумиром был преподаватель математики Долганской школы, мой классный руководитель Мария Алексеевна Кислицина. Мария Алексеевна взяла нас в пятом классе. Класс был большой, 31 человек – 21 мальчик и 10 девочек. Я подражала ей во всем – как она говорит, как она стоит, как она держит мел. Мария Алексеевна всегда заворачивала кусочек мела в бумажку. Учителя математики пишут на доске очень много. Я сильно хотела быть похожей на мою любимую учительницу. И именно поэтому поступила в педагогический институт на математический.

Ольга Геннадьевна, расскажите, пожалуйста, о личной жизни. Как вы нашли друг друга с Сергеем Леонидовичем? И легко ли быть одновременно центром "вселенной" и хозяйкой дома и на работе?

– Личная жизнь и работа тесно связаны между собой. Можно даже сказать, что у меня в жизни сложилось две семьи. Одна – это родной школьный коллектив, а другая – мои супруг и дети. Со своим будущим мужем мы учились вместе в Долганской школе. Он был на год меня старше. И в те годы мы не были с ним даже хорошими приятелями. На все и вся наши взгляды были совершенно разными. Сергей Леонидович в 10 классе был секретарем комсомольской организации школы, а я возглавляла совет старост. Мы много вместе что-то репетировали, готовили мероприятия, выступали на производстве, и при этом я никогда не находила общего языка с комсоргом школы. И на совместных совещаниях мы всегда спорили, что-то доказывая друг другу. Говорили, что если Глазычев с Шапошниковой сошлись, то это будет война и пыль до потолка. Мы никогда не приходили с ним к общим мнению и решениям. А потом Сергей Леонидович ушел в армию, отслужил в Афганистане, вернулся домой. Я на тот момент уже училась в институте. Он тоже окончил педагогический институт. И как-то оба повзрослели и посмотрели друг на друга другими глазами. И в 1987 году создали нашу семью. Воспитали дочь и сына. Дочь Алёна Сергеевна родилась в 1988 году пошла по стопам папы и мамы, стала педагогом. Работает в Новосибирском лицее информационных технологий учителем начальных классов. Иногда спрашиваю ее: "Алёна, может быть, пора уже уходить с преподавательской стези?" Но нет. Дочь, как и мама, всегда мечтала быть только учителем. И когда мы поехали с Алёной в Барнаул подавать документы в педагогический институт, я поинтересовалась у нее: "Может, подадим документы куда-нибудь еще?" и получила однозначный ответ: "Нет". Сын Артём окончил Новосибирский институт телекоммуникаций и сейчас трудится IT-специалистом. А внуков у нас пока нет. Мы с супругом еще молодые и энергичные. Эта радость ждет нас в будущем (Ольга Геннадьевна улыбается с плохо скрываемой грустинкой в глазах).

Какой вы видите жизнь школы в будущем и что бы пожелали родной школе и любимым ученикам?

– Хочу, чтобы дети, наши ученики прочувствовали и поняли, что учеба – это главная их задача. И пусть они как можно меньше увлекаются телефонами, растут добрыми, честными и открытыми людьми. Пусть у них все сложится в жизни правильно. Я сама начинала учиться в огромной школе, где было 600 человек, и я гордилась своей долганской школой. Потом я приехала работать в Маловолчанку, где обучалось 160 детей. Мы тоже были довольны и счастливы. Я, конечно, могла бы сейчас пожелать, чтобы наше учебное заведение до отказа наполнилась детьми, но я реалист, и понимаю, что это маловероятно. Как человек, как педагог, проработавший всю свою жизнь только в этой школе, хорошо понимаю, какая у нас сложилась неблагоприятная демографическая ситуация. И переживаю по этому поводу. Но чуда, наверное, уже не случится. Поэтому будем радоваться тому, что имеем, и будем оставаться на позитиве. И как бы там ни было, я хочу, чтобы наша маленькая, но такая родная школа проработала как можно дольше, потому что маловолчанская школа – это самое светлое место в селе, островок счастья и доброты, где обожают детей, и где пытаются им привить уважение и любовь к людям и труду. Хочу, чтобы тропинка к школе, по которой я вышагиваю уже почти 37 лет, не зарастала еще многие-многие десятилетия.

И в заключение беседы мы просим вас поделиться своими мечтами.

– Я, наверное, одна из многих россиян, мам, педагогов, которые хотят, чтобы у всех людей было счастье и здоровье.

Когда мы что-то загадываем на домашних праздниках, мои дети всегда говорят мне: "Мама, да мы знаем, что ты загадала – чтобы все были здоровы!" Мечтаю, чтобы всем было хорошо – и детям, и взрослым. Хочу, чтобы в семьях был порядок, уют и тепло, Хочу, чтобы все мои близкие, семья, друзья жили как можно дольше, а все люди вокруг, знакомые и незнакомые, уважали и любили друг друга и всегда желали бы окружающим только добра.

Желаю всем людям планеты мира и счастья. Пусть вокруг нас будет как можно меньше беды, боли, слез, переживаний.

Дорогая Ольга Геннадьевна, от всей души благодарим вас за сердечный и откровенный разговор. Желаем вам, вашим ученикам и коллегам всего самого наилучшего. Пусть все ваши мечты сбудутся. Успехов вам и процветания.

Автор: Наталья Рудько


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 192

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика