Когда-то в студенческие годы преподаватели педагогического вуза говорили нам: “Учитель – всегда просветитель”. Тогда, в 90-е годы ХХ века, нам было искренне удивительно слышать такое – ведь наша страна была самая читающая, а просвещённый человек и есть читающий человек.
Но годы прошли-пролетели, и вот уже на дворе XXI век… А я, не забывая о тех словах, до сих пор удивляюсь правде, которую услышала от своих преподавателей много лет назад. Как ни странно, но именно сегодня при всеобщем полном образовании наше общество остро нуждается в просвещении. А всё просветительство исходит только от учительства. Учитель действительно просветитель. Какое счастье, что я работаю в одном коллективе с настоящим УЧИТЕЛЕМ-ПРОСВЕТИТЕЛЕМ – Ягуновым Михаилом Гавриловичем! Просветитель – это самое точное слово, определяющее миссию его жизни.
Работая в школе уже более 30 лет, этому удивительному человеку, казалось бы, уже многое удалось: наладилась работа по экологическому просвещению населения, активная деятельность развернулась по краеведению, продолжилась работа по истории села. Но что-то, очевидно, не даёт покоя замечательному учителю. Он опять в поиске! И ведь находит же то новое, с помощью чего можно в очередной раз обратить внимание на насущные проблемы! Казалось бы, проложена экологическая тропа, выпущены листовки, проведены мероприятия по очистке берега озера, можно и успокоится. Нет, волнует вопрос варварского отношения к ленточному бору.
И сразу же возникает ещё один способ обращения к жителям района. По инициативе Михаила Гавриловича и при его непосредственном участии запускается и реализуется муниципальный проект “Зелёная лента”. Именно в ходе проекта школьники района узнают о вреде лесного пожара, о загрязнении бора, о том, как правильно собирать грибы, и о многом другом. Самые простые, но очень нужные моменты грамотно и терпеливо объясняются жителям района на страницах местной газеты. После чего с удовольствием слушаешь мнение старых людей: “Правильно Михал Гаврилыч говорит, правильно!” и понимаешь – а ведь нашёл-таки ключик к сердцам человеческим, ведь подействовало! И в очередной раз безоговорочно веришь этому человеку!
В последнее время принято на всех уровнях критиковать нынешнее молодое поколение, только и слышишь – человеческих ценностей не принимают, ни во что не верят, никого не слушают, ничего полезного не делают. А вот и нет! Не соглашается с этим Михаил Гаврилович и организовывает в школе краеведческий профильный отряд. Наверное, не осталось ни одного места в нашем селе, куда бы ни проникли острые глаза и быстрые ноги участников этого отряда: водоёмы изучены, карта села составлена, животный и растительный мир рассмотрены. Но опять нет покоя нашему учителю – слишком большой материал собран. И возникает очередная идея – нужно написать учебник “География Крутихинского района”. Сколько потрачено бессонных ночей на это и сколько обито порогов в поисках денег на издание учебников теперь уже никто и не вспомнит, главное, что есть замечательная книга, благодаря которой ученики нашего района изучают свои родные места, приобретая при этом и предметные умения и общечеловеческие ценности. И опять наш замечательный учитель на высоте!
Очень модно в последнее время стало проводить праздники района, села, улиц. Каждый знает, что это нелёгкое занятие – нужно и в архивах посидеть, и со знающими людьми побеседовать. Возможно, и в нашем селе было бы так же, если бы вдруг у нас не было такого человека, как Михаил Гаврилович. А ведь у нас и в архиве сидеть не нужно, потому что любую информацию можно узнать у него. Вот так пришёл один человек, другой. После чего и родилась идея создать настоящий музей, в котором можно будет всё, что нужно, по истории села. Теперь в нашей школе есть настоящая гордость – Школьный краеведческий музей. В нём проводятся выставки, праздники, экскурсии. Невозможно передать словами то сильнейшее впечатление, которое производят рассказы Михаила Гавриловича на школьников не только школы, но и района. Именно в таких случаях понимаешь, что такое “живое предание”, когда речь человека немыслима без его голоса и образа. Вот такой он – наш Михаил Гаврилович! А ещё он, как и любой человек, любит шутить и улыбаться, потому что в атмосфере излишнего пафоса, скуки и недоброжелательства ему очень неуютно. Видя всегда приветливое и доброжелательное лицо своего коллеги, я всегда вспоминаю замечательные слова “того самого Мюнхгаузена”: “Серьёзное лицо – ещё не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!”. Что можно к этому добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку и пока в сердце учителя живёт любовь к детям, которая и выражается в просветительстве. Михаил Гаврилович воспитал не одно поколение думающих и действующих людей, он их вёл за собой, вместе с ними познавал то, что их окружает. И теперь, видя в глазах его выпускников огромную благодарность и почитание за учительский труд, становится понятно то, что называется настоящим просветительством!
Сегодня, в преддверии серьёзного юбилея села, хочется выразить огромную благодарность замечательному человеку, для которого Волчно-Бурлинское – это частица сердца, души, неповторимое и любимое, самое прекрасное на земле место, где он родился и вырос. Может быть, кому-то родные места кажутся обыкновенными, но этот человек, любящий свое село, видит в нём каждую мелочь драгоценной.
С. Карлова.