Православие, просвещение и факты из истории Селтов
(Окончание. Начало в №№ 21, 22, 23, 24, 25).
Нельзя скидывать со счетов мнение стариков, предков о том, что Кильмезь-Сьолта были на правом берегу р. Кильмезь, что коррелирует с наличием старого отрезка Сибирского тракта, соединяющего Копки – Кильмезь-Сьолта – Валамаз. Но неудобства, связанные с разливом р. Кильмезь и многочисленных притоков, напомню, что реки и речушки были сплавными, огромные плоты с древесиной, как глухари – лес заготовленный осенью и зимой, весной по открытой воде уходили в Вятку и Волгу, соответсвенно доступ с правого берега р. Кильмезь на левый берег был затруднен из-за постоянного сноса мостов во время половодья, поэтому логично появление отрезка Сибирского тракта Сюмси – Селты – Узи, минуя Копки, Кильмезь-Сьолта, Валамаз. В таком ключе развития событий по названию односложным словом "Селты" логично и понятно, тем более, не дезавуируется значимость с. Селты как полуэтапа Сибирского тракта, но лишь уточняются моменты, доказанные архивными документами. Понятно, что до 1844 года на месте с. Селты было небольшое поселение с названием Культемстян или же, по версии, других краеведов д. Кильмезь-Сьолта (1710) – это уже непринципиально, хотя с точки зрения времени появления данного поселения, исходя из данных В. Логинова 2019 – 1596 = 423, то есть Селтам 423 года. В тоже время утверждение по д. Культемстян – более доказательно и логично, поддерживающее точку зрения краеведов Селтинского района В. Логинова и Л. Чиркова, вылившееся в юбилейную дату с. Селты. То есть де-факто подтверждена правота наших земляков.
К середине XIX века в условиях вотского (удмуртского) края трудно было не иметь второго священника без знания вотского (удмуртского) языка, так священник Капачинский в 1874 году для с. Селты обосновывал эту необходимость следующим образом: "Почти половина прихожан еще недавно приняла святое крещение и требует бдительного пасторского надзора. Один священник, при всей своей энергии, не имеет возможности своевременно наблюдать за религиозно-нравственным состоянием слабых в православной вере вотяков, ни утвердить их в православии своими настояниями и поучениями". Авторитет Царево-Константиновской церкви в с. Селты, как центра благочиния, подтверждает Уездный съезд духовенства в 1923 году, совпавший со временем, когда Селты были уездным городом (есть фотография). Этот статус не был низвергнут на Епархиальном съезде 1925 года. В клире Удмуртии имелись Георгиевские кавалеры, бывшие морские офицеры, участники Первой мировой (известно 14 человек наших земляков), Гражданской и Великой Отечественной войн.
Священник И.А.Стефанов (1799 – 1881) – миссионер Глазовского и Малмыжского уездов, активно проводил христианизацию, с применением музыки, песнопения, обладал хорошим ораторским искусством, умел просто и понятно донести свои доказательства веры, обратил в христианство 409 язычников и трех магометян. Открывал национальные школы, знал вотский (удмуртский) язык, бескомпромиссно боролся с язычеством. В 1844 году И.А.Стефанов явился основателем с. Селты (по данным профессора Е.Ф. Шумилова), он отважно встал под священное дерево местных язычников, что высилось в двух верстах от будущего села и страстной проповедью убедил вотяков (удмуртов) в необходимости крещения. Через 26 лет, то есть в 1870 году вотяки (удмурты) встретили своего просветителя, прибывшего в Селты на съезд миссионеров, благодарными речами и крестным ходом на место того мольбища (капища). Миссионер знал вотский (удмуртский) язык, вёл на нем церковные службы. "Я желал бы, чтобы меня и похоронили среди вотяков моих", что и было сделано во вновь выстроенном каменном храме – в одном из склепов Царёво-Константиновской церкви. В 1849 году И.А.Стефанов сжёг идол Губер-вось, за что его и священника Мышкина язычники едва не сожгли на костре.
Священник И.В. Капачинский служил в селе Узи, заменил умершего отца, в 1841 году там же открыл первую школу в с. Узи, являлся назидателем в обязанностях веры и нравственности для пересылаемых в Сибирь преступников, гонимых по этапам Сибирского тракта. Далее служил в Копках, с 1854 – в Новом Мултане. Окрестил 117 вотяков (удмуртов), 41 раскольника, двух мусульман и двух лютеран. Активно боролся с язычеством. Инородцы торжественно говорили впоследствии: "Ты вывел нас к свету….". Священники рода Капачинских служили в Селтах, Сюмсях, Яру. Владимир Капачинский с 1874 года служил в Селтах, составлял удмуртско-русский словарь, Никандр Капачинский участвовал в переводе Евангелия на вотский (удмуртский) язык.
В нашей церкви служил Н. Кибардин, который был духовником Николая Второго в течение 5 лет. В династии Кибардиных около 50 священников. Нашлось много данных о селтинских священниках, дьяконах, просфорницах, служивших в нашей церкви и других приходах Селтинской волости. Центр благочиния переместился из с. Старый Мултан в с. Селты, что благотворно повлияло на развитие православия, просвещения, медицины, попечительства и других социально-значимых проектов, в частности активно строились школы, где первое время преподавали сами священники, несколько позже появились профессиональные педагоги с университетским и семинаристским образованием.
По уточненным данным профессора Е. Шумилова указаны следующие даты основания школ Селтинской волости: 1838 – с. Узи; 1856 – Халды; 1857 – Копки; 1860 – Новая Монья; 1862 – Валамаз (Селтинский район); 1869 – с. Селты; 1885 – Уть-Сюмси; 1894 – Старая Монья; 1909 – Андреевское (Андреевцы, Ондреевцы). Зная появление первой школы в с. Селты в 1869 году и просчитав празднование 120 – летия Селтинской средней школы – 12 октября 1997 года, можно уже с уверенностью сказать, что возраст Селтинской средней школы уменьшен на 8 лет. То есть Селтинской школе в 2019 году исполняется 150 лет. Такую юбилейную дату имеют немногие школы в Удмуртии, а это прекрасный повод обратить внимание на проблемы образования, попытаться найти дополнительные ресурсы из вне и бюджетных источников для улучшения материальной базы нашей родной школы.
...............................
(Материал в № 26 от 12.07.19, стр. 5)
Алексей Зорин.