В Государственной думе в первом чтении одобрен законопроект, который предусматривается перераспределение тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии для граждан 1967 года рождения и моложе.
Законопроектом предусматривается продление на два года (до 31 декабря 2015 года) выбора застрахованными лицами своего пенсионного обеспечения. Гражданам дается право: направлять на накопительную часть трудовой пенсии 6% индивидуальной части тарифа страховых взносов, либо оставить эти средства на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Молодые люди, которые впервые вступают в правоотношения (заключают трудовой договор), могут сделать такой выбор в течение первых пяти лет с начала трудовой деятельности.
Кроме того, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения" вводит мораторий на передачу пенсионных накоплений от Пенсионного фонда России (ПФР) в НПФ и управляющие компании. Пенсионные накопления всех застрахованных лиц за 2014-й планируется направить в распределительную систему, накопления за второе полугодие 2013 года останутся в ПФР, который будет их инвестировать самостоятельно.
- Критика документа оказалась несостоятельна, - комментирует управляющий Отделением ПФР по Саратовской области, депутат областной думы Александр Романов. – Законопроект действительно носит социально-направленный характер, поэтому его поддержали депутаты абсолютно всех фракций. Популистские заявления о том, что произойдет отъем пенсионных средств, на самом деле совершенно некомпетентны. Законопроект гарантирует права граждан в части сохранности пенсионных накоплений. Граждане по-прежнему будут формировать свои пенсионные права так же, как сейчас. Все средства, которые в 2014 году будут направляться на страховую часть, будут в соответствии с законом о трудовых пенсиях индексироваться по уровню доходов Пенсионного фонда РФ (не ниже инфляции).
НПФ, работающие в системе обязательного пенсионного страхования и желающие сохранить это право, обязаны до 1 января 2016 года пройти процедуру преобразования из НКО в АО, проверку Центрального Банка и вступить в систему гарантирования пенсионных накоплений.*
До настоящего времени такие нормы в законодательстве отсутствовали, и пенсии в рамках НПФ ничем не гарантировались. За 2012-13-е годы десять негосударственных пенсионных фондов лишились лицензии на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию. А при аннулировании лицензии НПФ должны возвращать денежные средства в Пенсионный фонд РФ. К сожалению, было возвращено всего лишь меньше трети средств пенсионных накоплений, в результате размер невозвращенных средств за указанный период в ПФР составил 440 млн рублей. Соответственно, на лицо - необходимость требований к НПФ и управляющим компаниям в части, касающейся процедур, связанных с необходимостью включения их в реестр участников гарантирования прав застрахованных лиц.
* Законопроектом предусматривается, что направление в 2014 году 6% от индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также учет на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица соответствующих сумм взносов, будет обусловлен несколькими позициями:
1) по застрахованным лицам, выбравшим переход в негосударственный пенсионный фонд:
- включением негосударственного пенсионного фонда в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений";
- соответствием негосударственного пенсионного фонда требованиям, установленным Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" к негосударственным пенсионным фондам, осуществляющим обязательное пенсионное страхование,
2) по застрахованным лицам, выбравшим переход в государственную управляющую компанию или частную управляющую компанию:
- соответствие управляющих компаний требованиям Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".