"Понеже от рождения звери, ходящие в пустыне, знают ямы свои, птицы, летающие по воздуху, ведают гнёзда свои, рыбы, плавающие по морю и рекам, чуют глубины свои, пчёлы и тому подобные защищают ульи свои, — так и люди, где родились и вскормлены, к тому месту великую любовь имеют", - эти строчкиОни говорят нам о привязанности любого живого существа к тому месту, где он появился на свет. Стоит ли говорить, что привязанность и любовь к родному дому, родной земле, Родине испытывает каждый здравомыслящий человек. белорусский писатель Франциск Скорина написал ещё в XV веке.
"Родина - это деревня, где я родился, или где часто бывал у бабушки. Меня всё время туда тянет. Самые добрые, лучшие воспоминания и ощущения связаны с этим местом...", "Это, прежде всего, место, где ты родился, поэтому душой ощущаешь тонкие, неосязаемые нити - родственные узы, которые как бы привязывают тебя к нему..." - именно так говорят о малой родине люди, с которыми нам довелось пообщаться. Сегодня о своей малой родине нашим читателям расскажет юный географ-краевед, ученица Татаропакаевской основной школы Камила ШАБАЕВА (руководитель проекта - учитель географии Т.М. Шабаева).
Татарская Пакаевка – малая частица большой Родины
Село Татарская Пакаевка расположено на границе с Пензенской областью вдоль рек Вершаутка, Белый Ключ и Сосновка. Реки соединяются и впадают в полноводную Суру. В начале XVIII века в тридцати километрах от крепости Петровск на берегу реки Вершаутки появилось селение Русская Пакаевка, жителями которой были русские и мордва. А наше село Татарская Пакаевка основали служилые татары Узинского стана Пензенского уезда. Они прибыли на это место между 1721 и 1747 годами из деревень Вершаут, Бегеева Узинского стана, а часть - из деревни Исенские Большие поляны и деревни Усть-Рахманка Темниковского уезда. По преданию, одним из первых жителей был беглый каторжник – татарин по имени Пакай.
В 1800 году татары села Пакаевка, объединившись с татарами Карлыгана и Вершаута, судились из-за земельной межи с соседним помещиком Столыпиным. Поверенные татар утверждали, что их предкам земля была пожалована Петром I в 1704 году "в вечное потомственное владение", а оформление её за татарами осуществляла Петровская воеводская канцелярия. Они писали, что никогда прежде их не притесняли землёй, но лишь к концу века лучшие земли стали отписывать на соседних помещиков Лупандина, Аплечеева, Юматова, Толстую.
Жили на нашей земле предки известного рода Лупандиных, служили Отечеству. Были капитанами боевых кораблей, градоначальниками и статскими советниками. Последний из Лупандиных до революции был крупным землевладельцем, вёл хозяйство по всем правилам. Лупандиным были пожалованы земли царицей за верность и заслуги перед Отечеством близ сёл Пакаевка, Вершаут, Белая Гора.
Усадьбу с красивым двухэтажным домом построил Нил Лупандин на берегу пруда. Но главной достопримечательностью имения был прекрасный парк, который занимал более двух гектаров земли. Кроме липовых аллей от пруда до площадки, которая служила крокетным стендом, там размещался большой плодовый сад. И по сей день запущенный парк сохранил свою планировку. Столетние липы напоминают нам о былом величии.
В годы советской власти, когда по всей стране стали организовываться колхозы, в нашем селе тоже появился колхоз, получивший название "Игенчеляр юлы" ("Путь хлебороба").
Сейчас в нашем селе работают десять крепких фермерских хозяйств, на которых и держится село. Занимаются сельчане растениеводством и скотоводством. Фермеры дают работу не только местным жителям, но и людям из соседних сёл. Плодородная и ухоженная земля возвращает всё сполна труженикам. Она славится богатым урожаем и прославляет тех, кто трудится на ней.
Во время Великой Отечественной войны из нашего села на фронт были призваны восемьдесят три человека. На полях сражений остались лежать навечно пятьдесят четыре наших земляка, и даже те, кто вернулись домой, были изранены. Им бы ещё лечиться и лечиться, но надо было работать, восстанавливать разрушенную страну. Поэтому они трудились и сделали всё, чтобы мы, потомки, жили мирно и счастливо.
Первая мечеть в Татарской Пакаевке была построена в 1893-1895 годах на средства управляющего фабрикой в городе Волгограде Башир-бая, выходца из Пакаевки. Это величественное здание на высоком берегу реки Вершаутки с возвышающимся минаретом и полумесяцем на куполе было видно издалека. В годы советской власти здание мечети отвели под школу. Впоследствии его разобрали из-за аварийного состояния фундамента. Из сруба старой мечети в 2007 году пакаевцы построили новую, ныне действующую мечеть. Простые люди, предприниматели, фермеры, духовные лица не пожалели средств на её возведение. Руководил строительством имам села Вильдян Шабаев. Возвышается белый минарет над селом, даёт людям духовные силы и веру в светлое будущее, напоминает о нравственности и праведности.
Современная Татарская Пакаевка хоть и лежит вдали от больших городов, но по-прежнему манит девственной чистотой и красотой своих птенцов, разлетевшихся из родного гнезда в разные города и веси. И хотя бы раз в год они слетаются на малую родину, чтобы весело и дружно отметить праздник Сабантуй. Кстати, к нам на праздник приезжают не только мусульмане, но и люди других национальностей. Татары и мордва, русские и украинцы, живущие в дружбе и согласии веками, – это главное достояние и основа нашей сильной России. А село Татарская Пакаевка – малая частица большой Родины.
Неутомимый труженик Раис Давыдов
Славу земле петровской приносят люди - неутомимые труженики, влюблённые в свою профессию. Сотни, нет, тысячи наших земляков достойны таких слов, уважения и почёта. И среди них - Раис Шагиевич Давыдов из села Татарская Пакаевка, который работает на земле всю жизнь.
Свою трудовую биографию он начинал в родном селе в 1956 году. Сначала работал сеяльщиком на старом тракторе СТЗ (Сталинградский тракторный завод). После службы в армии вернулся в родной колхоз и стал профессиональным механизатором-звеньевым по пропашным культурам.
Постсоветская реформа 90-х наделила бывших колхозников земельными долями и правом распоряжаться ими. Многие односельчане заняли пассивную позицию и отдали землю в аренду. Раис Шагиевич же поступил по-другому. В 1994 году он сам взял землю в аренду и организовал КФХ "Давыдов". Через какое-то время на подмогу отцу пришли сын Нариман и сноха Мадина.
В наследство от колхоза фермеры Давыдовы получили старую технику, которую постепенно поменяли на новую и высокопроизводительную, а затем расширили и площади под зерновыми культурами. Теперь в их хозяйстве занимаются не только растениеводством, но и животноводством. На фермерской калде содержатся 190 голов крупного рогатого скота, из них 80 - дойные коровы. Недавно Давыдовы завершили строительство мехтока, мощность которого составляет двадцать тонн зерна в час, и занимаются строительством зерносклада. Помимо развития производства отец и сын поддерживают социальную сферу села - помогают клубу, школе, ремонтируют дороги.
На областном празднике в честь Года хлебороба за значительный вклад в социально-экономическое развитие региона старейшему фермеру из Татарской Пакаевки был вручён нагрудный знак губернатора "В ознаменование 80-летия образования Саратовской области".
"На этом празднике хлеборобов, когда мне вручили юбилейный награду, я как будто помолодел лет на десять, вспомнил всё пережитое и сделанное мной", - сказал тогда растроганный ветеран. И это не случайно, ведь для кого-то земля - деньги, а для Раиса Давыдова – целая жизнь.