"…война - сестра печали, горька вода в колодцах её.
И многие из вас не вернутся под сень кровли своей.
Но идите. Ибо кто, кроме вас, оградит землю эту…".
В. Шефнер.
В 1934 году в городе Балашове было открыто военное училище лётчиков. Учебной базой для полётов стал знаменитый потом на всю страну Петровский аэродром. Но об этом нигде нет упоминаний – ни в печатных, ни в периодических изданиях, ни в интернете. Информацию об этом не найти и в других официальных источниках, кроме воспоминаний участников тех событий. А ведь подробности истории военных лет всем нам надо знать!
В городе Петровске во время войны размещался авиационный полк, в состав которого входила вторая эскадрилья, дислоцировавшаяся на Грязнушинском аэродроме. Полку придавалось большое значение, так как он готовил разведывательные экипажи для всех фронтов. В 1942 году этот полк был единственным в Советском Союзе. На Грязнушинском аэродроме, который находился в километре от хутора Мордова, проходили переподготовку лётчики и штурманы, прибывшие со всех концов нашей страны или командированные с фронтов для нового формирования.
Прибывали они не своими экипажами, а разрозненно, и вот почему: если во время боёв сбивали самолет, то часто бывало так - двое членов экипажа погибали, один (лётчик или штурман) оставался в живых. Вот его и направляли сначала в учебный центр города Петровска, а потом - для прохождения практики - на один из аэродромов. Аэродромов было три - непосредственно в Петровске, в деревне Дрямово и в селе Грязнуха. Здесь и формировались новые экипажи, состоявшие из трёх человек: лётчика, штурмана, стрелка-радиста.
Обязанности в полёте распределялись таким образом: лётчик управлял самолётом, следил за приборами, за работой мотора. Штурман готовил карту для полёта, вёл разведку (во время неё выполнял главную роль - из трёх фотоаппаратов фотографировал объекты), защищал сверху сферу нападения. Стрелок-радист держал связь по рации, защищал самолёт с правой и левой сторон пулемётным огнём.
После приземления самолёта снимались и проверялись данные механики. Фотографы проявляли плёнку, дешифровщики обрабатывали материалы и направляли в штаб фронта или армии: по ним определяли и рассчитывали силы врага. На уничтожение объектов вылетали бомбардировщики и штурманы авиации.
Пятнадцатый разведывательный авиаполк из с. Грязнуха по заявке ВВС Красной Армии снабжал отдельными экипажами все фронты. Много разведывательных экипажей и квалифицированных лётчиков, штурманов подготовил полк.
Для разведки использовался самолёт "Петляков" (Пе-2). В то время это была грозная машина.
Жители села вспоминали, что первого октября 1942 года во время одного из тренировочных полётов разбился самолёт. Нам удалось установить имена тех, кто погиб на войне, но и, можно сказать, вдали от войны, там, где не было никаких боевых действий. Это командир звена 15-го отдельного разведывательного полка старший лейтенант Владимир Харламович Афросин и штурман экипажа лейтенант Пётр Григорьевич Вакуленко. Они были похоронены на сельском кладбище.
Майор запаса Алексей Сергеевич Малкин вспоминает: "Владимир Афросин и Пётр Вакуленко полетели на учебные стрельбы по наземным целям. Выполнив задание, они уже заходили на посадку, когда на высоте 150 метров взревел левый мотор, затем отказал в работе. Самолет на этой высоте "лёг на спину" и в таком положении углом врезался в землю недалеко от одиночного дома хутора Мордова. Оба погибли, и мне пришлось их обгоревшими выносить из самолета, так как я первым приехал на место катастрофы".
Прощание с экипажем проходило в клубе, пришли все жители села Грязнуха и люди из соседних деревень. Все понимали: эти мальчики погибли не на войне, но убила их война!
Нашим предшественникам, краеведам школы, удалось установить связь с семьёй Петра Вакуленко, проживавшей в селе Константиновка Смелянского района Черкасской области. Вот, что они рассказали о Петре в своих письмах.
Пётр закончил семь классов школы с. Константиновка. Он был очень активным, учился хорошо, был председателем ученического комитета. После окончания школы поступил в Черкасский сельскохозяйственный техникум, а потом - в Харьковское авиационное училище. Родители гордились свои сыном. В 1939 году у Петра умирает отец. На похороны Пётр прилетел на самолете уже из Латвии, где проходил военную службу.
Когда началась война, семья, в силу обстоятельств, потеряла его из вида. А в 1942 году произошла загадочная для семьи история. Её рассказывала Валя - младшая сестра Петра Вакуленко. По её словам, немецкие войска тогда проходили через село Константиновка. Советские лётчики бомбили проходящих немцев. И вдруг один самолёт пролетел над домом сестёр Вакуленко, покачал крыльями, а потом сбросил на огород "большой хлебец". Они не знали, кто это был, но были благодарны лётчикам за столь щедрый по тем временам подарок. Екатерина Никитовна, мать Петра Вакуленко, сказала тогда дочерям: "Весточка нам от сыночка моего, Петеньки!". И материнское сердце не ошиблось. Через какое-то время им пришло письмо от знакомой медсестры, которая встретила Петра на аэродроме в городе Сталинграде, и он рассказал о том, как сбросил родным на огород хлеб: "Я хотел сказать маме – я жив и здоров".
Эта семейная история бережно хранилась сёстрами Петра. Мария, Шура и Валя мечтали приехать на могилу брата, хотели познакомиться с Марией Ивановной Минеевой, которая всё время после гибели ребят ухаживала за их могилой. Но начались "лихие девяностые" и приехать из Украины стало невозможно. А Мария Ивановна Минеева сохранила место захоронения погибших лётчиков, каждый год мы приходим сюда с цветами.
Есть у нас сведения и о старшем лейтенанте Владимире Харламовиче Афросине. Он родился в 1911 году, был уроженцем города Ростова-на-Дону. Службу в Красной Армии начал в 1933 году, в 1934-м окончил вторую военную авиашколу пилотов города Ворошиловграда. Отец - Харламий Иванович Афросин - проживал в Ростове-на-Дону, п. Орджиникидзе. Мать - Матрёна Кузьминична - помимо Владимира воспитала ещё четверых сыновей, их звали Александр, Борис, Иван и Георгий. Один из братьев Владимира Афросина - Борис - был курсантом Военно-морской школы связи в городе Ленинграде, воевал. Остальные сыновья Афросиных работали вместе с отцом на заводе "Ростсельмаш".
Из воспоминаний М.И. Минеевой: "У Володи Афросина были жена Любовь и дочь Галя. В первый год после похорон Люба приезжала часто. Медсестрой была, может быть, отправили куда потом…".
А вот что помнил наш односельчанин Николай Фролов: "У моей матери жили на квартире лётчики Петренко, Мосолов, Афросин, Вакуленко и Малкин. Ребята весёлые, остроумные, любили пошутить. Командир их части Цуцаев квартировал у моей тётки Марии Пизаевой". Эти воспоминания Николая Фролова – источник фамилий людей, связанных с событием 1942 года, возможность полнее раскрыть историю Грязнушинского аэродрома.
Шла война, вокруг было много горя и бед, тяжело приходилось всем - и тем, кто воевал на фронтах, и тем, кто был в тылу. Но лётчики в то время были молоды, энергичны. Они мечтали о любви и счастье, старались радоваться жизни несмотря ни на что. Народный театр в городе Петровске существовал уже давно, а молодые ребята создали ещё один – военный. В труппу этого театра и входили лётчики 15-го особого разведывательного авиационного полка. Руководителем театра самодеятельных артистов был офицер полка Константин Кирьяков. На их спектакли приходила и приезжала молодёжь. После спектаклей лётчики устраивали танцы.
Идею поиска данных о Грязнушинском аэродроме и людях, чьи судьбы были с ним связаны, нам подсказал участник Великой Отечественной войны, учитель и бывший директор нашей школы Михаил Фёдорович Иванов. Он служил в этом полку, а в нашем селе встретил свою любовь - девушку по имени Маша. После войны вернулся в село, женился, заочно окончил педагогический институт и всю свою жизнь посвятил школе. С женой Марией они воспитали троих детей. Старший сын Пётр стал первым золотым медалистом нашей школы...
Мне хочется поставить сейчас в моём рассказе многоточие, ведь оно ставится в том случае, когда повествование ещё не завершено и может быть продолжено...