Из кабинетов, в которых занимаются дети, доносится характерный шум и строгие голоса воспитателей. Строгие и командирские – это на первый взгляд, ведь в действительности среди шума, создаваемого малышней, "сюсюканье" просто никто не услышит.
Моя задача сегодня – узнать больше о мире аппликаций из листьев, первых успехов, звонких голосов, неуверенных шажках в неизученное и неизведанное. А также познакомиться с верным спутником, который идет вместе с маленьким человеком по эфемерной тропинке, которая плавно переходит в жизненный путь – воспитателем.
"Мне моя работа очень нравится", – буквально с первых минут беседы моя собеседница как бы расставляет точки над "i", предупреждая последующие вопросы.
Татьяна Валерьевна Ведюн уже 14 лет предана своему любимому делу – воспитанию и обучению детей. К выбору призвания уроженка разноликого города Сызрань подошла сознательно, по окончании школы поступила в училище на квалификацию "воспитатель детей дошкольного возраста" и, едва закончив обучение, сразу же отправилась на поиски желаемой работы. Поиск дал результаты, и последующие семь лет занятий с малышами Татьяна вспоминает с тёплой ностальгией, ведь это было, несомненно, лучшее время ранней, яркой молодости и первого (а оттого бесценного) опыта. После – двенадцать лет "профессионального" затишья, за это время наша героиня вместе с супругом переехала в Себеж, где воспитывала собственных двоих детишек.
Возвращаться к работе воспитателя спустя столь продолжительное время трудно. Трудно начинать все заново, трудно искать единственные в своем роде ключики к маленьким сердцам, но если есть желание, любовь к детям и, конечно же, поддержка коллег – то всё, всенепременно, получится. В нашем разговоре Татьяна часто упоминала о факторе везения – за всю свою трудовую деятельность она встречала исключительно хороших руководителей и доброжелательных, готовых прийти на помощь, коллег. Так или иначе, в копилку профессионального опыта добавились еще пять лет работы в дошкольной группе Себежской средней школы уже в озерном крае.
На сегодняшний день наша героиня работает в детском саду "Солнышко". Уже четвертый год она спешит ранним утром к ожидающим её девчонкам и мальчишкам, продумывая ход будущих занятий и подыскивая новые слова для объяснения старых понятий. Вместе с Татьяной Валерьевной дошкольники изучают числа и решают простейшие задачки на логику, учатся правильно произносить буквы и читать по слогам, путешествуют по экзотическим странам и запоминают обязательные правила поведения в определенных ситуациях (например, как важно знать свой домашний адрес и номер телефона или почему нельзя заговаривать с незнакомцем). Дети 5-7 лет – это "почемучки", помощники, лидеры и тихони, маленькие "повторюшки" и экспериментаторы, к каждому маленькому человеку нужен свой подход.
Любимая воспитательница пришла в новых туфлях или с новой прической? Этот факт не останется незамеченным – девочки непременно отметят красоту и необыкновенность этого события, и не упустят возможности узнать все о своем новом платьице или прическе от авторитетного лица. Внимание – это то, что необходимо каждому ребенку. Разумеется, бывают и так называемые "тяжелые" случаи. Малыш плохо справляется с определенным предметом? Значит, он обязательно заинтересуется просьбой воспитателя о помощи в том или ином деле, например, застелить кроватки или помочь на обеде. Главная тактика Татьяны – "не наругать, а заинтересовать", или даже "немножко поуговаривать". Среди детей всегда есть лидеры, это естественно, и ни для кого не секрет, но как же направить задатки "вожака" в мирные цели, ведь, как правило, если лидерскими способностями обладают мальчишки, то без драк и потасовок не обойтись? Татьяна умеет найти выход из любой сложившейся ситуации. С маленьким драчуном проводится скорее увещевательная, нежели строгая беседа, из которой ребенок выносит главный смысл: если он сильнее, значит должен защищать остальных, ведь вся группа – это маленькая семья.
Наверное поэтому самым тяжелым моментом в своей работе Татьяна Валерьевна считает расставание со своими, ставшими уже родными, детьми. Ведь не только малыши привыкают к своей любимой воспитательнице, но и она отдает каждому из них частичку своей души. С детьми (у которых уже появились свои дети) своего самого первого выпуска наша героиня до сих пор поддерживает связь, а с выпускниками детского садика часто встречается в школе, где работает во вторую смену. Ребята встречают бывшую воспитательницу радостными приветствиями и объятиями, заходят в гости поделиться успехами.
"Дети дают огромный заряд позитива! Порой все жизненные неурядицы, которые так или иначе имеют неприятность случаться, остаются где-то там, далеко, когда приходишь в садик. Дети – они искренние, всё чувствуют и всё понимают" – после таких слов у меня даже не возникает вопроса о том, нравится ли моей собеседнице её работа, ведь ответ и так очевиден. А вот как быть тем, кто только решает свою жизнь связать с воспитанием ребятишек? Какими качествами должен обладать Прирожденный Воспитатель? Чуть подумав, Татьяна отвечает: "Конечно же, главное – это любовь к детям. И, несомненно, здоровье, терпение и умение не теряться в любой ситуации".
27 сентября в России свой профессиональный праздник отметили все работники дошкольного образования, и хочется всем этим незаметным героям нашего времени пожелать крепкого здоровья, терпения, личного счастья и понимания в семьях. Спасибо вам за ваш великий труд!