Атмосфера праздника чувствовалась во всем. И хозяева, и гости буквально прониклись хорошим настроением и это несмотря на то, что за окном не переставая, барабанил осенний дождь. Этот дождь порядком "перепутал карты" организаторам праздника. Все планы масштабных гуляний на только что отремонтированном стадионе, пришлось ограничить рамками районного Дома культуры. "В тесноте, но не в обиде", так гласит народная пословица. И вот уже гости весело прихлопывают и притопывают мордовскому народному коллективу из Ст. Сарайкино, а потом ноги сами уносят в пляс вместе с зажигательной армянской мелодией. Гостям не дают передышки. Татарское подворье встречает песнями, танцами, вкусными кушаньями, от одного вида которых слюнки текут.
И вот грянула русская плясовая, и весь праздник на секунду остановился, чтобы в следующую секунду ноги сами понесли и гостей, и хозяев в русском хороводе.
Дмитрий Федорович Аяцков, Николай Петрович Крюков, Наталия Юрьевна Соколова, Константин Васильевич Худяков, Геннадий Иванович Чибриков, Сергей Александрович Скворцов и "Русская душа", семейный ансамбль Епифановых-Щербаковых.
Из фойе праздник переносится в зал Дома культуры. Зал был заполнен до последнего кресла, люди стояли в проходах, сидели на приставных креслах. Но это неудобство ни сколько не испортило настроения, потому что на сцене творили чудеса балтайские, базарнокарабулакские, федоровские, павловские и саратовские артисты. Количество талантов на душу зрителей побило все рекорды книги Гиннеса и даже немного утомило. Зрители просто устали хлопать кряду 3,5 часа без остановки.
Концерт закончился, гости стали разъезжаться по домам, шумно обсуждая увиденное и услышанное.
И грянул салют, он стал немного неожиданным, хотя многие о нем знали. Часть зрительного зала покинула фойе и остановилась, в это время остальные напирали сзади. Им тоже хотелось насладиться красивым зрелищем. К счастью, движение возобновилось, и большинство получило свою долю положительных эмоций.
Праздник завершился. Рядом со мной оказался Владимир Николаевич Титаев, человек, чья жизнь неразрывно связана с Саратовской областью и с нашим Балтайским районом. Доктор исторических наук, профессор Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина, депутат нескольких созывов Саратовской областной Думы. Разговор наш от праздничной темы, как-то сам собой перешел к теме умирания малых сел. За последние 15 лет в России из реестра административных единиц оказались вычеркнутыми тысячи сел. Еще тысячи доживают вместе со своими хозяевами, которые помнят времена довоенные, военное лихолетье, периоды восстановления народного хозяйства, грянувшую перестройку, развал колхозов и совхозов. Трудно понять пожилым крестьянам, что произошло с ними. Работали честно, сил не жалели, а в результате оказались оторванными от жизни, не способными вписаться в современные реалии. Да и как в них вписаться, когда пенсии, заработанной в колхозе, не то что на жизнь, на смерть не хватает. Вот и доживают они свой век, глядя на жизнь из окошек домов-ровесников, вспоминая молодость, своих родных, которых не видели много лет. Вместе с селами и их последними жителями умирает частичка истории родного края – чья-то малая родина.
Как остановить этот процесс? Советов и рекомендаций с одной стороны масса, а с другой их нет вообще.
В России в последние годы умирают рабочие поселки и целые города с приставкой моно. Ушло производство, закрылись школы, кинотеатры, библиотеки, почта, банки – все без чего современный человек жить не может. В сельской местности сценарий такой же. Оптимизация школ, клубов, больниц, закрытие почтового отделения связи и отделения сбербанка.
Если добавить к этому полное отсутствие работы, то станет понятно, почему в этих селах и деревнях остаются одни пенсионеры. Работа им не нужна, а сил и средств на переезд нет. Вот и доживают они вместе с домами, колодцами, покосившимися сараями и заборами свой век. И все же как остановить этот процесс?
В одном детском фильме герои повторяют фразу: "Из каждого безвыходного положения должен быть хотя бы один выход". И сегодня есть примеры, когда трудолюбие и настойчивость спасают села, продлевают им жизнь.
Село Андреевка с трудом можно обнаружить даже на самой крупной карте. И в лучшие годы там с трудом набиралось 50 дворов, а после укрупнения колхозов в 50 – 60-х годах и вовсе осталось полтора десятка. Село доживало, старожилы умирали, молодежь уезжала. Можно было бы легко предположить, что через 5 – 10 лет от него не осталось бы и следа. Но, нашлись люди, для которых желание помочь родине предков, вернуться к истокам, значит гораздо больше, чем желание отдохнуть в Египте или на Канарах. Предприниматели В. М. Дорофеев и А. В Русаков хорошо известны в нашем районе. Кто не пробовал вкусную выпечку и хлеб под модным брендом "Современные пищевые технологии". Кто не пользовался услугами магазинов "Каравай, "Бриз" "Престиж". Но мало кто знает, что род Дорофеевых начинается в селе Андреевка, там похоронены его дед и прадед. Михалыч не раз мне рассказывал, как на лето его отправляли к деду в Андреевку и он вместе с такими же, как он босоногими мальчишками, ходил в лес за грибами и ягодами, ловил рыбу в реке Кочелай. Таскал яблоки из соседних садов, хотя своих было хоть отбавляй. В общем, воспоминаний столько, что хоть книгу пиши. Приезжая на могилы предков на родительский день, Виктор с тоской смотрел на то, как постепенно редеют дома в селе. Один сгорел, два разобрали, три сами завалились от времени. Еще каких-то пять – десять лет и от села не останется и воспоминаний. Нет, так жить и смотреть, как умирает родина твоих предков, нельзя.
Куда привезти внука и рассказать ему о том, как жили раньше, что прабабушка и прадедушка у него были людьми неординарными. Родину отстояли, детей вырастили, дом построили и сад посадили. Что они умели работать от зари до зари, умели радоваться жизни и любить друг друга крепко-крепко. Что мест тех краше и лучше нет и не будет. Что благодаря им, и таким же, как они, мы продолжаем жить в независимом, великом государстве Россия.
Дедов дом Михалыч отремотировал, сараи новые рядом построил, птицеферму, завел: сотню – другую, кур, уток, 10 поросят взял на откорм. Рабочие места создал, людей на работу пригласил. Жизнь понемногу стала возвращаться в деревню. Конечно, о возрождении Адреевки говорить рано, но первые шаги в этом направлении сделаны.
Возвращаясь к беседе с Владимиром Николаевичем Титаевым, хочу привести его слова: "Земля балтайская богата на таланты, она родила и воспитала много успешных, ныне процветающих людей и пора уже им задуматься, как помочь своей малой родине обрести второе дыхание, как сохранить села и деревни от вымирания, а у людей сохранить память и надежду на возрождение".
За последние 20 лет перестали существовать такие села, как Алай, Паник, Еленовка, Большая Караваевка, к ним могут добавиться Гавриловка, Кикино, Красное Поле, Чернобулак, Ст. Сарайкино, Осановка, Малая Караваевка, Юрьевка и др. Не потеряй свои истоки.Человек, как дерево, не может жить без родной земли.