Эти слова из песни известного петербургского барда Александра Розенбаума вспоминаются, как только оказываешься в центре северной столицы.
"Здесь будет город заложен, назло надменному соседу"
Здесь началась история города. В мае 1703 года на маленьком Заячьем острове была заложена крепость, которую нарекли Петропавловской по названию построенного вскоре, в 1712 году, на ее территории собора. Безобидным зверькам, которые, по историческим свидетельствам, в изобилии водились на острове, пришлось навсегда его покинуть.
Тем временем люди возводили бастионы для защиты города от внешних врагов. "Отсель грозить мы будем шведу", – возможно, именно так и говорил великий российский император Петр I, но, к счастью, крепости так и не пришлось функционировать по своему прямому назначению, и впоследствии она использовалась для размещения войск. Здесь находился монетный двор, а бастионы использовались как политическая тюрьма. В советские годы крепость стала музеем.
Путешествие в "замок Иф"
Туристов ждут десятки различных экспозиций, как постоянных, так и сменяющихся, однако два места в крепости следует посетить обязательно: тюрьму Трубецкого бастиона и Великокняжескую усыпальницу в Петропавловском соборе. Кстати, билеты здесь сравнительно недорогие – в пределах трехсот рублей, с гибкой системой скидок.
Не буду подробно рассказывать историю создания тюрьмы, экскурсовод это сделает лучше. А вот впечатлениями поделюсь.
Одиночные камеры, несмотря на свои внушительные размеры, способны вызвать клаустрофобию. А если прибавить к этому зарешеченные окна под потолком с видом на кирпичную стену и засовы, словно в легендарном замке Иф, становится неудивительно, что узники достаточно быстро теряли здесь счет дням, да и со здоровьем, в первую очередь психическим, у них возникали проблемы.
Графу Монте-Кристо очень повезло, что он не попал в Петропавловскую крепость. Бежать отсюда не удалось ни одному заключенному.
Сидели здесь в разные годы самые разные люди – от террористов, пытавшихся уничтожить царей и совершить переворот, до представителей Временного правительства, свергнутого во время переворота 1917 года. А последними ее узниками стали участники Кронштадтского мятежа 1921 года.
Что касается собора и усыпальницы, то они сохранились практически в первозданном виде, как при закладке крепости. Здесь находится резной золоченый иконостас – дар храму от Петра I и Екатерины I.
Перед алтарем установлена кафедра для проповедей. В православных церквях практика чтения проповедей прежде не существовала, и впервые была введена в царствование Петра I. Симметрично кафедре находится царское место – помост, где во время богослужения стоял император.
Неизгладимое впечатление производит усыпальница, где захоронены императоры. Посетители могут поклониться Петру I, Екатерине II, Александру I, Николаю I и многим другим царям.
После осмотра экспозиций туристов обычно ведут к выходу мимо орудий, которые по многолетней традиции ровно в полдень дают холостой залп. Когда-то и в Саратове была подобная традиция, но она не сохранилась.
А зайцы на Заячий остров спустя 300 лет все-таки вернулись. К юбилею Санкт-Петербурга на территории крепости установили бронзовые изваяния ушастых зверьков, с которыми охотно фотографируются туристы.
Галопом по музеям
Хорошо, если в стоимость вашей путевки включены экскурсии по самым известным музеям Питера. Экономия времени и нервов гарантированна. В этом мы убедились во время посещения Государственного Эрмитажа, точнее – еще на подходе к величественному Зимнему дворцу.
Все дело в том, что очередь желающих приобщиться в мировой культуре растянулась через всю Дворцовую площадь, а от Александрийского столпа до зарешеченной арки входа во двор музея образовалось уже несколько очередей, каждая в свою кассу. Сами билеты стоят недорого, около пятисот рублей, но, чтобы их приобрести, требуется потратить не менее двух-трех часов в очереди, а ведь еще нужны силы, чтобы погулять по Эрмитажу.
"Не надейтесь все увидеть за один раз. Если перед каждым экспонатом постоять только одну минуту, то на ознакомление со всей экспозицией потребуется не менее пятнадцати лет", – "успокоила" нас экскурсовод, присовокупив, что за полуторачасовую прогулку по музею мы все-таки увидим немало интересного. Так и оказалось.
Вот знаменитая статуя Венеры, та самая, которая "потеряла" руки еще в античную эпоху. Вот исполинские 19-тонные чаши из сибирских редких камней и даже египетская мумия.
Особо запомнился "Висячий сад", расположенный на уровне второго этажа, над помещениями бывших конюшен и манежа. Он занимает пространство между галереями, соединяющими Северный и Южный павильоны музея.
Закрытый со всех сторон высокими стенами, имеющий собственный микроклимат, цветущий сад еще со времен Екатерины II, при которой был создан, пробуждался от зимней спячки раньше, чем любой другой открытый сад города. Соответственно, осенний листопад здесь происходил позднее. Как это чудо природы удается сохранить все эти столетия – настоящая загадка.
Среди других "кладезей искусства", в которых довелось побывать, можно назвать Русский музей, известный знаменитыми картинами. Помните хрестоматийные полотна: "Последний день Помпеи", "Витязь на распутье", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"? Все это и многое другое есть в Русском музее, который способен составить конкуренцию московской Третьяковской галерее.
В Питере немало и других музеев, может быть, не столь известных, но все равно интересных. Однако помните: в день лучше посещать не более двух небольших музеев. А если вы собираетесь в Эрмитаж или Кунсткамеру, не планируйте на этот день других культпоходов.
Большинство крупных музеев расположены в районе Невского проспекта в шаговой доступности друг от друга. Но лучше поберечь ноги и воспользоваться общественным транспортом.
Правда, цены для жителей регионов непривычные. На текущий момент стоимость наземного общественного транспорта в Питере составляет 28 рублей, метрополитена – 31 рубль за поездку.
"Слона-то я и не приметил"
Вопреки распространенному мнению, что в экспозиции Кунсткамеры – исключительно "ошибки природы", и сюда не пускают до восемнадцати лет, в реальности все образцы мутаций собраны лишь в одном зале. Остальные 99 процентов помещений – это всевозможные артефакты из Северной и Южной Америки, Азии и Африки, Сибири и с Крайнего Севера.
Детям очень нравятся манекены эскимосов и папуасов в исторической одежде. А потомки американских индейцев, по словам гида, признались, что даже в музеях США подобного нет, и сердечно благодарили русских исследователей за то, что они сохранили личные вещи и оружие индейцев XIX столетия.
Кстати, знаменитый баснописец Иван Крылов стихотворение "Любопытный" посвятил своему приятелю, который по легенде побывал в Кунсткамере, осмотрел практически всю экспозицию, но не заметил чучело слона: "А видел ли слона? Каков собой на взгляд! Я чай, подумал ты, что гору встретил?" – "Да разве там он?" – "Там". – Ну, братец, виноват: слона-то я и не приметил". Мы, правда, тоже не приметили слона, но экскурсовод пояснила, что чучело в полном порядке, просто его переместили в Зоологический музей, расположенный в соседнем с Кунсткамерой здании. Побывав там не следующий день, мы увидели и упомянутого выше слона, и немало других интересных экспонатов.
"Удивительный вальс танцевал Летний сад"
Пожалуй, лучшим музеем под открытым небом в Петербурге является Летний сад, что неудивительно, ведь изначально он задумывался как летняя императорская резиденция Петра I, наподобие французского Версаля. Как рассказали нам экскурсоводы, чтобы ограничить территорию сада, реку Мойку продлили до реки Фонтанки, а с другой стороны прорыли Лебяжий канал. В результате получился своеобразный искусственный остров, который и назвали Летним садом. А поскольку эта местность представляла собой заболоченный участок, для ее осушения провели огромный комплекс работ: отводили воду мелиоративными каналами, сажали деревья, подсыпали землю.
После строительства первого деревянного Летнего дворца Петра I в 1709 году сад стал местом проведения праздников, гуляний, ассамблей, балов и фейерверков. Поначалу попасть сюда можно было только представителям высшего сословия и только по личному приглашению императора. Свободный доступ в Летний сад стал возможен лишь в 1752 году, когда императрица Елизавета Петровна разрешила впускать сюда публику, от которой требовалось просто быть опрятно одетой.
По ряду причин былое величие сада в постперестроечные годы было утрачено. Только в 2004 году, когда Летний сад отошел к Русскому музею, здесь провели масштабную реконструкцию, реставрацию скульптур, восстановление садово-паркового ансамбля согласно данным исторических чертежей. В 2012-м обновленный Летний сад вновь принял посетителей.
Красоту этого места воспел петербургский бард Александр Дольский в песне "Удивительный вальс танцевал Летний сад". Очень точно сказано, что атмосфера здесь такая, что хочется исполнить вальс, словно на балу XIX века.
К сожалению, до сих пор из трех десятков фонтанов удалось восстановить лишь семь. Однако работа ведется, и, возможно, скоро жемчужина северной столицы снова засияет в полную силу.
Вход в сад в настоящее время свободный. Местные власти пока раздумывают, делать ли его платным. Окончательного решения пока не принято.
"Мы любим свой город"
(вместо послесловия)
Конечно, за время пребывания в Санкт-Петербурге мы интересовались и сегодняшней жизнью города. Скажем честно: все выглядит идеально лишь на туристических маршрутах. Шаг влево или вправо – и ровно те же проблемы, что и в любом крупном российском городе.
Автомобильные пробки в Питере лишь немного уступают московским. Много ветхих и аварийных зданий. К слову, в улучшении жилищных условий, по официальным данным, экстренно нуждается 130 тысяч (!) петербуржцев, многие из которых живут в XXI веке в коммуналках.
А недавно зеленые насаждения Питера поразила какая-то голландская болезнь, угрожающая вязам и другим крупномерам. Если не принять срочных мер, северная столица рискует остаться вообще без деревьев.
И все же питерцы искренне любят свой город и, принимая все проблемы, стараются сделать его лучше. Возможно, в этом и кроется ответ на вопрос: почему город динамично развивается?
Большой бюджет, обилие туристов – все это хорошо. Но самое главное – человеческий фактор. У людей в любом российском городе есть выбор: действовать по принципу "Пора отсюда валить" или жить по принципу "Мы любим свою малую родину, сделаем город лучше". Петербуржцы свой выбор сделали.