Всю свою жизнь он посвятил изучению истории своего района, его населенных пунктов. Все его рукописи сейчас находятся в центральной районной библиотеке. Сегодня мы публикуем одну из его работ о реке Уса и населенных пунктах, расположенных на берегах этого притока Волги. Благодарность выражаем за предоставленный материал библиотекарю Шигонской ЦБС О.П. Туйзюковой.
ЖИВОПИСНЫЙ
ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ
Река Уса берет свое начало из "семи ключей" 46 квартала Рачейского бора у села Смолькино Сызранского района. Эти семь родников бьют из-под земли мощными точками и, журча, под тенью деревьев бегут по оврагам, образуя в пути притоки реки Усы.
Эти "семь ключей" и 46 квартал Рачейского бора Сызранским райисполкомом объявлены живописными памятниками природы.
Склоны оврагов, где протекают говорливые воды родников, густо заросли травой и кустарниками.
Рядом с ключами – клюквенные болотца, которые охватывают несколько лесных кварталов. Они примечательны тем, что там растительность сходна с растительностью таежного леса. Если ты будешь там, то можешь повстречаться с клюквой, черникой, ежевикой и разными видами мхов. Здесь южная граница лесостепной зоны России. И вдруг – северный лес! Не это ли еще неразгаданное чудо природы?
Недалеко от села Смолькино есть место, называемое Малоусинское Урочище, Гремячий. Это живописные места для отдыха. Здесь по берегам Усы разнообразная и богатая растительность, что образует красивый ландшафт. Тут можно встретить лесные поляны с редкой и густой травянистой растительностью, есть непроходимые участки с избыточной увлажненностью почвы, немало мест, где произрастают чистые сосновые и лиственные леса.
Село Смолькино по-чувашски называется "Аса пусьё" – начало реки (голова Усы).
Уса – небольшая река, ее длина всего 140 км. Но она собирает по мере приближения к Волге воды всех речушек и ручейков части Сызранского, Тереньгульского и Сенгилеевского районов, которые по Тереньгульке, Тукшумке, Тишереку соединяются в одно русло Усы у села Суринск и у села Усинск. У села Суринск Уса, усиленная водами Тереньгульки, Тукшумки, становится многоводнее, и отсюда Уса значительно убыстряет свой бег, образуя на своем пути бесчисленные рукава вокруг больших, малых и крохотных островков и островов.
Вся долина Усы еще недавно, в 1950 годах, от с. Суринск до ст. Бичевная, от с. Байдеряково до села Белоключье и Красного Ключа, от села Малячкино и до с. Шигоны и второго отделения совхоза "Пионер" во всю ширину поймы Усы была покрыта высоким елховым лесом, луговыми островами, ручейками и болотами.
По берегам коренного русла Усы множество разветвлений. Вглядываясь в зеркало реки, шелестя листвою, склонились рядом плакучие ивы. За красавицами ивами на легком ветерке качались гордые тонкие тростинки, а дальше в шелковых зеленых платьях шуршала высокая остролистая осока.
Здесь по Усе ездили только на двух-трех местных лодочках-долбленках или плоскодонках. Большим лодкам на ериках Усы не было хода, так как им негде было в узких и в заросших разветвлениях реки развернуться. Притом могли ездить в этих местах только свои, сельские, кто хорошо знал местность. Чужие заблуждались в этих прекрасных джунглях в два счета! Когда, бывало, плывёшь с длинным дубовым веслом в руке по узкому коридору между тростниками и камышами, и тебя сквозь ивовые ворота долбенка выводила на поляну, перед тобой открывался "божий свет".
Здесь на лугах твоя душа радовалась простору, солнечному свету, пышному по пояс разнотравью с преобладанием похожего на овес пырея. Когда ты выходил сюда в пору цветения лугов – перед тобой светились разноцветные огоньки. Каких только там ни было цветов! Девушки по воскресеньям и по праздникам шли сюда за цветами, просто полюбоваться неописуемой живой красотой природы, чтобы повеселиться, попеть песни. Отсюда они возвращались в село, украшая свои головы чудесными яркими цветками, венками и с удивительными букетами в руках. И это самих девушек превращало в сказочных красавиц. Они шли с лугов широким рядом, плечом к плечу, со звонкими, девичьими песнями. Когда девичий ряд плыл по улице села, то казалось, что по улице идет сама цветущая природа: молодая, сильная, пестрояркая, как луговые весенние поляны, а старушки и пожилые женщины, сидящие на завалинках, на бревнах перед домами, радостно смотрели на них. И лица у них сияли в улыбке, глаза блестели – наверное, они тогда вспоминали свою молодость и, глядя на 17-20-летних девушек, на время молодели сами.
Летом, когда в зените солнце белеет от накала, по берегам Усы, её ериков, по болотам вокруг луговых полян тучами чернели гроздья смородины, в черёмуховых рощах – черемуха. В тени деревьев и трав, как угольки, пламенела красная смородина, малина, а осенью недалеко виднелись пламенеющим алым костром кусты калины и рябины.
Повсюду по ракитам и елхам вилась вверх богатая хмель. Но ее заготовляли сельчане только для собственных нужд.
Осенью наши матери ходили за калиной и рябиной. Рябину клали на зиму на чердак. Там она после сильных морозов делалась сладковатой, и, таким образом, зимой лакомились рябиной. Калину хорошо разваривали в русской печке с сахарной свеклой и делали с ними прекрасные пироги, или просто сладковато-кисловатую калину ели из горшка со ржаным хлебом.
По воскресным утрам взрослые женщины и дети группами шли туда за смородиной и черемухой, а после обеда возвращались оттуда с до краев наполненными крупными черными ягодами ведрами. В этот день тогда вся улица угощалась смородиной или черемухой, а потом, вечером, ели хуран кукли (пирожки, варенные на воде в котле) вареники. Когда начинала цвести ромашка, парни и девушки шли на луга за сочными, толщиной в палец, стеблями столбунца, и это было каким-то своеобразным праздником столбунца: стар и млад лакомился этим прекрасным даром Усы.
Бывало, проснешься, еще недавно, всего лет 25 тому назад, и выйдешь за порог дома, а там для тебя с ароматных кустов черемух, что росли за огородами, поют свои лучшие песни сотни соловьев, с ракит и с калиновых кустов кукуют десятки кукушек, и все они желают тебе здоровья и многие лета. В омутах Усы, подобно мирскому быту, звонко мычат выпи. А лягушки! Они временами давали такие концерты – лягушки выступают хором в сотню голосов, а может быть, иногда доходило их число до тысячи певцов! Уса ничем, наверное, не уступает любой европейской реке и комарами, мошками, слепнями, оводами.
РЕКА,
КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ
В 1670 году Самарская Лука и река Уса были одним из центров крестьянского повстанческого движения. Первые отряды повстанческой армии Степана Разина пришли сюда в конце мая 1670 года. В середине августа к Самаре двинулись главные силы. Степан Разин перед наступлением остановился около Переволокской Слободы и расположился лагерем в лесу, в овраге Сухая Брусяна, недалеко от села Большая Рязань. В летописи села Усолья говорится: "Постоянное пристанище Разина, городок Разина, было среди леса, в одной версте от нынешнего села Рязани; признаки его, заросшие уже большим лесом, до сих пор тут видны. Лагерь расположился на небольшом обособленном холме, опоясанном земляным валом, отсюда войска пошли по долине р. Усы, пересекли Самарскую Луку, заняли с. Усолье и вышли на Волгу выше Самары, отрезав крепость от верхневолжских городов. Другая часть повстанцев в конце августа 1670 года так подошла к Самаре. Жители города и часть стрельцов подняли восстание. Они захватили воеводу, приказных людей, дворян и открыли крепостные ворота, встретив повстанцев хлебом-солью и колокольным звоном…"
Так разинцы заняли Самару. В начале сентября 20-тысячным отрядом осадили город Симбирск. И здесь повстанцы потерпели полное поражение. В апреле 1671 года был схвачен сам Степан Разин и передан в руки русского царя.
После подавления крестьянского восстания, летом 1683 года, царское правительство отдало распоряжение Симбирскому воеводе Козловскому, чтобы он сформировал полк служивых людей из Симбирска, карсунских дворян, боярских детей и служивых татарских мурз, стрельцов и приступил к строительству нового города на Волге – Сызрани.
Как видим, распоряжение о строительстве нового города было отдано летом 1683 года. Из этого можно предположить, что к строительству Сызрани приступили с весны 1684 года, а лето 1683 года ушло на формирование полка и создание материально-технической базы строительства нового города.
"В 1684 году на постоянное жительство в новую крепость из Казани и Тетюш перевели 236 солдат с женами и детьми, а позднее к ним присоединились 236 человек из Чебоксар. Поселенцам отвели земли по Симбирской, Карсунской и Самарской дорогам и сенокосы на ближайшем к городу острове.
Значит, вначале, когда приступали к строительству новой крепости, где должен быть расположен гарнизон, вокруг крепости для сторожевой службы, охраны на дальних подступах были расселены, как сторожевые заставы, солдаты – чуваши, или чувашские семьи.
Строительство Сызрани и других укрепленных линий: Усолье-Печерская Слобода-Сызрань и по реке Сызранке на реку Суру, а также подавление восстания Степан Разина ускорили освоение этого района Московским государством.
Лучшие земли и леса раздали помещикам, монастырям и служивым дворянам из гарнизона, и они со своих поместий из центральных районов России перевели часть своих крестьян на новые поместья. Например, село Старая Рачейка, как и село Новодевичье, было монастырским, и крестьяне были переселены из Подмосковья.
Вот так, в эту пору, в основном, начинается и освоение земель вдоль нашей Усы. На левом берегу Усы появляются сёла Шигоны и Муранка.
(Окончание следует).
Фото А. Большедворова.