Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Информационный ресурс газеты «Время» муниципального района Шигонский Самарской области

446720, Самарская область, с. Шигоны, ул. Кооперативная, 71
телефон: +7 (84648) 2-18-38
e-mail: vremya1930@yandex.ru, vremya.shigony@yandex.ru

Река Уса

В 1960-1965 годах в Шигонской средней школе был создан краеведческий музей.

СЕЛО ШИГОНЫ

В 1960-1965 годах в Шигонской средней школе был создан краеведческий музей. Учащиеся под руководством преподавателя истории М.И. Зинина занимались историей возникновения с. Шигоны. Они также занимались раскопками старого кладбища.

25 июня 1965 года в районной газете "Коммунист" была напечатана корреспонденция в форме беседы с учителем Зининым. Он говорил: "Вероятно, первыми поселенцами, создателями с. Шигоны и были беглые, или, как их раньше называли, шигань, то есть всякий сброд. Отсюда можно предполагать, и произошло название села".

Слово "шига", как объявляет В. Даль, означает "отъявленный бездельник, продувной выжига".

В начале XVII века Шигоны именуются в некоторых документах (исторических) поселком Архангельским.

Первое селение Шигоны было расположено не на том месте, на котором оно находится сейчас, а на берегу р. Усы, около нынешнего Шигонского моста. Девственные, густые леса и болота обрамляли село. Жители его постоянно находились на страже. Об этом говорят остатки построек. Дома строились почти вплотную друг к другу – так можно было быстрее передавать сигналы опасности.

Украшением местности была р. Уса, получившая, как гласит преданье, название Усы по имени верного друга Степана Разина – Васи Усы. И это очень правдоподобно. Действительно, река была излюбленным местом сборов восставших, возглавляемых Разиным. Они использовали этот правый приток Волги для внезапных нападений на купеческие, патриаршеские и царские суда, плавающие по Волге.

О многих местах на Усе ("Рубленое озеро", "Караульный бугор", "Пещера Степана Разина") и по сей день старики рассказывают легенды.

Река Уса была чрезвычайно капризной, очень часто меняла русло, создавая при этом много стариц, озер. Вот почему село росло, расширялось не как обычно – вдоль реки, а наоборот: люди вынуждены были строиться подальше от ее берега вдоль маленькой речушки, как мы теперь называем её – Бурочка, Канава.

В начале XVII века некоторые смельчаки и начали ставить избы на новом месте – на нынешней территории, а затем началось переселение всех остальных. С большой неохотой уходили шигонцы с любимого насиженного места. Только в середине века закончилось переселение. На старом месте села остались старые, ветхие дома и кладбище, на котором, кстати, еще долго продолжали хоронить умерших.

В книге списков населенных пунктов Сызранского уезда, составленной сызранской уездной плановой комиссией и обществом краеведения под руководством Гурьева в 1926 году, говорится: "Село Шигоны (Архангельское), в правительственных бумагах это село называлось Ногайский брод. По преданию, Ногайский брод образовался из инородцев, живших аулами по луговым берегам Усы. Во второй половине 18 века жители Ногайского брода жили оседло и находились в крепостной зависимости у графа Орлова.

До революции Шигоны были волостным центром Сенгилеевского уезда. После революции эта волость вошла в состав Сызранского уезда.

В церковной летописи села Шигоны имеются следующие записи: "В нравственном отношении крестьяне села Шигоны невежественные и буйные, отчего были и бывают общественные смуты. Из прежних смут были весьма резкие. В 1839 г. так возмутились против своего помещика Павла Кротова, что во время пожара в ярости пытались бросить его в огонь. Кучера его убили и убитого сожгли. Главный виновник казнен смертью, а остальных сослали на каторжные работы".

Другой случай их возмущений был во время освобождения крестьян от крепостного права. Они не хотели повиноваться новым правам и законам гражданским, несмотря ни на какие убеждения со стороны начальства. Власти вынуждены были усмирить их военной силой. Последние возмущения, по-видимому, объясняются безземельем крестьян при освобождении.

В 1905 году в той же летописи "волнений и грабежей во время смутного времени по случаю Манифеста 17 октября среди прихожан не было, а только поговорили, пошумели немного между собой, и тем дело кончилось".

В 1926 году в селе Шигоны имелись: больница, ветеринарно-врачебный участок, винлавка № 81, СельККО, товарищество сельхозартель "Луч".

СЕЛО МУРАНКА

По преданию, записанному по церковной летописи, с. Муранка основано графом Левашовым в конце 17-го или в начале 18-го века. Население – переселенцы из сел Головина и Коробкова Головонской волости, и из сел Соколова и Пестравки Царского Уезда Пензенской губернии. Говор московский. В 1845 году крестьяне вместе с Горбуновкой, Мазой графом Левашевым проданы.

В селе Усинское приход был построен уже 1700 году. Название Усинское дано по названию реки Уса. По другим данным, относится ко времени царя Федора Михайловича, по которому усинская земля была дана солдату Маликову, заселившему свободную часть земли, которую передал товарищу Усову (где теперь Усинск), другую часть передал товарищу Губину (где теперь Губино). Население – из пахотных солдат, казенных, а впоследствии – удельных.

Школа построена в 1875 году. Воскресная школа открыта в 1897 году.

БИЧЕВНАЯ

Поселок Бичевная образовался в 1922 году.

КУШНИКОВСКИЙ

СОВХОЗ

На реке Уса, организован в 1920 году на усадьбе бывшей помещицы С.П. Сабановой. Это все по церковной летописи, что была напечатана с 1875 г.

Село Кушниково

Написано: о времени возникновения сведений нет. Но сохранилось предание: население обитает с незапамятных времен. Первым помещиком был Кушников, давший имя селу. Воеводой Самарской крепости в то время тоже был Кушников, и за Волгой имеются села, названные фамилией воеводы, когда земли раздавала им Екатерина II.

СЕЛО МАЛЯЧКИНО

Оно образовалось, по церковной летописи, "из осевших чуваш, кочевавших по лесам…" Но когда? Сведений нет. В 1850 году чуваши были переселены в Байдеряково. Богатые переселялись по собственному ходатайству, а беднота – насильно, по распоряжению удельной конторы.

В 1926 году имелись в селе: сельский совет, сельпо, паровая мельница.

До революции здесь собирали лекарственные растения.

СЕЛО БАЙДЕРЯКОВО

По церковной летописи, основано в 17 веке. Местечко это было пожаловано чувашу Байдеряку Оганеву царем Михаилом Федоровичем за службу в русских войсках во время Смут, происходивших до его воцарения. По имени его и названо село. Возможны и другие объяснения. В царствовании Иоанна IV в половине XVI века у ногайцев был князь Измаил. Он, между прочим, в Москву послал ясеми (царю) верного и добропорядочного Байдерек – богатыря. Не им ли, не в честь ли этого вельможи основано и получило свое название село Байдеряково, расположенное по реке Усе, по которой внутрь края проходили булгары и смешавшиеся с ними монгольские племена и ногайцы?

В справочнике за 1870 г. употребляется название Вайдеряково, а не Байдеряково, как оно называется теперь.

Во всяком случае, несомненно, что это село относится к числу старейших сел уезда.

Чуваши здесь разводили в большом количестве гусей. Любопытно то, что в селе немало собак, пуделей. Имеется много любителей рыболовства. Имелись 1926 г. сельский совет, школа I-й ступени, селькков, две водяные мельницы.

Другая легенда о происхождении трех чувашских сел Байдеряково, Малячкино, Смолькино бытует еще и сейчас. По этой легенде, будто бы царица Екатерина II за верную службу трем братьям – чувашам Бадирек, Маляк, Смоляк в трех местах подарила земли, и, таким образом по имени их возникли эти села.

Вторая легенда говорит о том, что малячкинцы – небольшая группа чуваш – пришли сюда так: сперва они селились в Старой Рачейке, потом как-то попали в район села Львовки, где село Печеро-выселки, а оттуда поднимались по реке Кушниковке и обосновались там, где поселок Старая Деревня, в лесу.

Самое верное предположение о происхождении четырех чувашских сел Смолькино, Байдеряково, Малячкино, Тайдаково связано со строительством города Сызрань. Как мы знаем, в первый год начала строительства Сызрани были переведены из Казани и Тетюш 236 солдат с женами и детьми. В 1685 году – еще 236 солдат с женами и с детьми. Первая партия 236 солдат была разделена на четыре группы – по 59 воинов. Первая была расселена по Корсунской дороге у истоков реки Усы и Крымза – село Смолькино. Вторая группа – в районе села Троицка на Симбирской дороге у реки Тишерек , третья – где-то там, где с Усой соединяются речки Тереньгулька и Тукшумка – это тоже по Симбирской дороге. Четвертая на реке Тайдаковке – как сторожевая застава монастырского села Новодевичье и крупного культурного и хозяйственного центра Усолье и, вероятно, было связано с Сызранью.

Есть предположения, что Малячкино, Байдеряково, Тайдаково – и есть те чуваши, которые в первый год начала строительства г. Сызрань были переведены из Казани и Тетюш в количестве 236 солдат с женами и детьми и расселены по Корсунской, Симбирской, Самарской дорогам как сторожевые заставы от Сызранской крепости. Это подтверждает и говор чуваш Козловского района Чувашской автономной республики, который очень схож с говором малячкинских чуваш.

Еще на территории Татарстана есть село Тайдаково, а в Чувашии имеются села Байдеряково и Малячкино.

Подготовила Н. Андреева.

На снимках: 30-е годы ХХ века.

Фото с сайта: историческая-самара.рф Самарские малые реки.

Автор: Редакция газеты "Время"

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 3526

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика