7 ноября 2018 года в восьмой раз по инициативе Самарского регионального отделения Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в рамках федерального партийного проекта "Историческая память" состоится масштабное патриотическое мероприятие "Парад Памяти", посвященное военному параду в "Запасной столице" г. Куйбышев 7 ноября 1941 года.
Накануне в рамках проведения специальных мероприятий, посвященных военному параду в г. Куйбышев 7 ноября 1941 года, во всех общеобразовательных учреждениях района прошли уроки мужества, патриотические конкурсы: литературный конкурс сочинений (см. ниже), конкурс стихотворений, конкурс рисунков, конкурс военно-патриотических клубов, встречи с ветеранами. Всего в мероприятии приняло участие более 500 человек.
7 ноября 2018 года планируется возложение цветов к обелискам, памятным местам и проведение классных часов в общеобразовательных учреждениях, а также в Шигонской межпоселенческой библиотеке пройдут патриотические часы.
"Куйбышев – запасная столица"
Самара – один из крупнейших промышленных, научных и культурных центров России. Невозможно вообразить Россию без Волги. Так же нельзя себе представить Волгу без одного из её самых ярких городов – Самары, по-старому, Куйбышева. Он стоит величественно и гордо у крутой излучины великой русской реки Волга, славный своим прошлым, своим настоящим.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. С этого дня не осталось ни одной семьи, ни одного дома, кого бы обошла стороной беда. На фронт уходили сыновья, братья, отцы и деды. Многим из них не суждено было вернуться. В Великой Отечественной войне СССР потерял около 27 миллионов человек. Из них свыше 3 тысяч – наши земляки.
Война постучалась в дверь каждого дома. Мою семью война тоже не обошла стороной. Оба моих прадедушки, Пётр Яковлевич Романов и Николай Егорович Гордеев, воевали на фронте. Прадедушка Пётр Яковлевич Романов во время Великой Отечественной был пехотинцем. Второй прадедушка Николай Егорович Гордеев был призван в армию в 1942 году. Воевал он на корабле, был "заряжающим" и подавал к оружию снаряды, выполнял сигнальные работы. Вот поэтому эта тема мне близка.
Война 1941-1945 годов не гремела над просторами Самарского Поволжья, но вклад нашего края в Великую Победу невозможно переоценить. С первых дней тысячи добровольцев записались на фронт. Те, кто остался, стали мощным тылом, вся область работала на Победу. В середине 1941 года из области в армию было направлено 300 тысяч человек. А 7 ноября 1941 года на центральной площади Куйбышева принимал военный парад К.Е. Ворошилов, и это был второй по значению парад после поразившего весь мир парада на Красной площади. Бойцы прямо с площади уходили на железнодорожный вокзал, грузились в эшелоны и уезжали на фронт защищать Родину.
Куйбышев стал "Запасной столицей" СССР. В условиях строжайшей секретности в центре города был построен бункер Сталина – центр управления страной. В Куйбышев был эвакуирован ряд предприятий из Тулы и Коврова. Жители города Куйбышев, преодолевая невероятные трудности, делали всё возможное, чтобы обеспечить фронт боевой техникой. "Черной смертью" прозвали ИЛ-2 фашистские солдаты. Куйбышевский судоремонтный завод начал выпуск боеприпасов.
В годы войны Куйбышевское Поволжье повысило добычу нефти настолько, что стало именоваться "Второе Баку". Нефть использовалась как сырье для выработки горюче-смазочных материалов, необходимых в первую очередь фронту. Добытую нефть надо было переработать в авиационный бензин для самолетов, в дизельное топливо для танков. В рекордно короткие сроки строится Сызранский нефтеперерабатывающий завод.
Не хлебом единым жив человек: из рабочих предприятий, эвакуированных в Куйбышев, была основана футбольная команда "Крылья Советов". Первый свой матч она провела уже 3 мая 1942 года. И по сей день "Крылья Советов" выступают в высшем дивизионе чемпионата России.
Свой вклад в победу над врагом вносило искусство. И вот что интересно: именно в Куйбышеве Дмитрий Шостакович дописал знаменитую Седьмую симфонию, первое исполнение которой состоялось 5 марта 1942 года в помещении Дворца культуры им. Куйбышева.
Недавно прочитала книгу Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке". И вот перечитывая исторические справки о Куйбышеве, я узнаю, что санатории и большинство больниц города были переоборудованы под госпитали. В санатории им. Чкалова отдыхали военные летчики, в их числе и всем известный легендарный лётчик Алексей Маресьев.
Не остались в стороне и женщины, которые в течение всей войны отправляли на фронт с берегов Волги посылки для фронтовиков: тулупы, варежки, носки, телогрейки, валенки, шапки.
Звание "запасной столицы" стало для Куйбышева почетным и ответственным. О нашем городе знал и писал весь мир.
Эту войну мы выиграли, и быть по-другому не могло. Великая Победа далась нам ценой больших усилий и бесчисленных жертв. Русские люди смогли отстоять свою страну. И всякий, кто осмелился бросить вызов нашему народу, обязан знать: "Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет…"
К сожалению, все меньше остается в живых ветеранов, свидетелей тех суровых испытаний и тяжелых утрат, но тем более ценны воспоминания этих людей, способных донести до нас всю правду о войне. Теперь наша задача – сделать все возможное, чтобы память о Великой Победе хранили в сердцах в каждой семье.
Самара никогда не забудет, что Куйбышев стал запасной столицей. Губернатор нашего региона поддержал инициативу ветеранов войны и труда учредить в честь этого события памятный знак, которым награждены сотни людей. Медаль, несомненно, станет реликвией в каждой семье, объединяющей поколения, напоминанием о высоком труде наших предков.
Екатерина Балакина, ученица 9 "В" класса ГБОУ СОШ с. Шигоны. (Руководитель С.Н. Лапшова.)
От гранаты до самолёта
Самара… Как часто слышим это родное для нас слово. Оно привлекает своим гостеприимством и радушием, добротой и величием.
Красавица Волга вырастила на своих роскошных берегах этот таинственный город, который когда-то назывался Куйбышев. Город с героическим прошлым и удивительным настоящим.
Прошлое… Сразу вспоминаются слова "боль, страдания, муки, слёзы…". Многое пришлось выстрадать и пережить, но город выдержал и победил. И остался верным в одном: он – город труженик.
Судьба преподнесла ему тяжёлое испытание – пришлось сменить счастливые дни на военные будни.
Беда не приходит одна. Первые месяцы Великой Отечественной войны были нелёгкими для нашей страны. Правительство принимает решение о переезде в Куйбышев. Сюда же перевозят около десятка крупных заводов из разных городов. Страна доверилась городу, она знала, что он не подведёт и с честью выдержит все трудности и невзгоды. А Волга-матушка поможет в этом: где грузы подвезёт, где рыбкой свежей накормит.
Нелёгкая судьба сложилась у города – в трудную минуту для родины ему суждено стать второй столицей. Серьёзная ответственность за страну легла на твёрдые и надёжные плечи "запасной столицы". Тяжела была эта ноша. В короткие сроки нужно решить проблемы: срочно разместить привезённое заводское оборудование и начать выпуск военной техники. Куйбышев приютил заводских гостей, дал им новую жизнь, открыл второе дыхание. Привычная жизнь резко изменилась. Перестроить производство на военное положение оказалось непросто. За первый месяц удалось собрать лишь один самолёт. Но вскоре всё наладилось, и уже за сутки их собирали примерно пятнадцать. Самым грозным стал штурмовик ИЛ-2. "Чёрной смертью" прозвали его враги. Самолёт наводил на неприятеля страх и ужас.
За годы войны в Куйбышеве выпущено десятки тысяч самолётов, штурмовиков и истребителей. Получили своё рождение и военные моторы – "сердце" илюшинских штурмовиков. А как не помочь нашим знаменитым танкам Т-34? Именно здесь, в Куйбышеве, обрели второе рождение сотни тысяч подшипников для танков и огромное количество боеприпасов: миномётов, снарядов для артиллерии, гранат, пулемётов, тонны литья для мин.
Оружие, изготовленное на куйбышевской земле, стало настоящим оружием победы.
Никакая техника, никакие снаряды не смогли бы обрести новую жизнь, если бы не люди, которые трудились без устали, показывая чудеса мужества и героизма не на фронте, а в тылу.
Как помочь людям обустроиться на новом месте, создать для них человеческие условия? Как это сделать в военное время? Фронту срочно нужны гранаты, танки, самолёты. А люди? Кто будет стоять у станка? Где взять время, чтобы научить их работать в сложившихся обстоятельствах?
Работать приходилось в недостроенных помещениях при очень скудных пайках. Мужчины ушли на фронт, и трудилась на заводе молодежь. У станков стояли 15-летние подростки. Работали без устали, жили в тяжелых условиях и все-таки выдержали, выстояли. Они своими руками изготавливали снаряды, штурмовики, радиостанции, прожекторы – все это так необходимо было фронту. Многие заводчане добровольно отдавали свои деньги на постройку самолетов.
Люди и оборудование работали круглосуточно, и задание страны было выполнено. "Здесь тыл был фронтом".
Военный парад, проходивший 7 ноября 1941 г. в Куйбышеве, показал силу и мощь военной техники. Она была сделана руками простых людей, которые работали, не теряя самообладания и выдержки. Победа не с винтовкой в руке, а стоя у станка – вот их передовая. На куйбышевской земле не шли военные действия, но фронту город отдал всё – от гранаты до самолёта.
Много испытаний вынесли на своих плечах труженики города. Они умели работать, радоваться успехам и вместе с городом выстрадали победу. История Куйбышева как запасной столицы – гордость и честь для нашей страны и для нашей Самарской области.
Юлия Зимина, СП "ЦВР" ГБОУ СОШ с. Шигоны. (Руководитель В.П. Самаркина).
Крылья Победы
Вот уже 73 года как над нами мирное небо. Если летит самолет, то мы поднимаем голову и с любопытством наблюдаем, куда он летит. Если мы слышим громовые раскаты, то мы поднимаем голову и смотрим, откуда идет гроза. Нам, живущим сегодня, даже в голову не приходит, что самолет – это бомбежка, громовые раскаты – артиллерийская канонада, что нужно куда-то бежать, укрываться. Мы даже не задумываемся, что за все это мы должны быть благодарны своим прадедам. Это они когда-то встали восемнадцати-, девятнадцати-, двадцатипятилетние на пути той страшной "серой" машины смерти. Они сражались за свой дом, улицу, город – РОДИНУ. Но если подумать, то они не смогли бы выстоять против врага только силой своего духа, наравне с ними встало на защиту оружие. Что было бы, если не было бы Мосина с его винтовкой, не было бы Костикова с его "Катюшей", не было бы Ильюшина с его самолетом Ил-2. Оружие сражалось на войне наравне с солдатами.
Меня, жительницу Самарской (ранее Куйбышевской) области, переполняет чувство гордости за то, что в годы Великой Отечественной войны наша областная столица внесла огромный вклад в дело Победы, и именно с наших заводов № 1 и № 18 улетали знаменитые Ил-2, которые немецкие пилоты прозвали за их живучесть "бетонными самолетами", а наземные войска вермахта "черной смертью".
В течение 1941-1945 годов на куйбышевских авиационных заводах было изготовлено около двенадцати тысяч самолетов Ил-2 – больше, чем на любых других аналогичных заводах за то же время.
7 ноября 2011 года на параде Памяти над площадью имени Куйбышева в Самаре пролетел отреставрированный в Новосибирске штурмовик Ил-2, который, к сожалению, является единственным в мире летающим Ил-2 и к тому же принадлежащим гражданину США. И меня, как жительницу Самарской области, очень огорчает тот факт, что советский самолет принадлежит частному лицу, да еще и иностранцу. Но, к счастью, в 2011 году был создан фонд "Патриоты Поволжья", основными задачами которого является военно-патриотическое воспитание молодежи, сохранение памяти о Великой Отечественной Войне, о ее героях, участниках-ветеранах и тружениках тыла, а также восстановление и демонстрация выдающихся образцов отечественной военной техники. В рамках Проекта Фондом совместно с поисковым отрядом "Демянск" были подняты: одноместный самолет Ил-2 № 1879701 и двухместный самолет Ил-2 № 301306.
Сейчас мы можем наблюдать, как вновь появился памятник штурмовику Ил-2 на кольце на пересечении проспекта Кирова и Московского шоссе. На время реконструкции Московского шоссе он был демонтирован и отреставрирован. Самолету возвращена первоначальная окраска – черно-зеленый камуфляж сверху и серебристый цвет снизу. Отремонтированы поврежденные части самолета и восстановлены отсутствующие элементы, такие как прицел и мачта антенны. Восстановлена герметизация кабины и нанесен заводской номер – 1872932. Этот самолет был произведен в Куйбышеве на авиационном заводе № 18. В 1943 году он был подбит, и уже после войны его обломки были найдены в Мурманской области и доставлены в Куйбышев. Самолет восстановили и первоначально установили около заводской проходной, а позже перенесли на главную городскую магистраль.
Этот памятник не просто памятник самолету – это памятник Крыльям Победы.
Олеся Колесова, ученица 8 класса ГБОУ СОШ п. Береговой. (Руководитель С.Я. Богатова).