И вот первые уроки в сельской восьмилетке. Все интересно, ответственно и радушно. А тут вскоре в Камышенку приезжает молодой агроном Алексей после окончания сельхозинститута. Красивый, статный парень. Наверное, судьба их не случайно определила в это место, зная, что две половинки будут одним счастливым целым. Так родилась семья Лазаревых Ольги Васильевны и Алексея Юрьевича. Волею жизненных обстоятельств они переезжают в с. Шигоны. Встал вопрос о трудоустройстве молодых специалистов. Алексей Юрьевич ушёл в отделение милиции, Ольге Васильевне порекомендовали работу в только что созданной новой сфере – социальном обслуживании населения. Должность социального работника и была предложена Ольге Васильевне. Со 2 января 1991 года она была принята на работу в Шигонский центр социального обслуживания лиц пожилого возраста.
Учиться приходилось самостоятельно. Если теория по учебникам давалась легко, то практика накапливалась через собственные нервы и слёзы. Ведь к каждому из подопечных надо было найти свой подход.
В большинстве своём люди оставались без помощи родных и близких: дети далеко, родственники не вспоминают, соседей не хочется досаждать своими проблемами. Социальная служба стала для них спасением, хотя именно в первые годы её существования люди испытывали к ней недоверие, как ко всему новому. Поколение такое. В задачу Ольги Васильевны, как социального работника, и входила работа по разъяснению необходимости обслуживания пожилых людей на дому.
Первым её руководителем в этой сфере был Николай Иванович Буянов. Фронтовик, ветеран, руководитель с большим стажем. Его требовательность в работе давала свои результаты. "Ночью вас разбуди – и вы должны свою работу по полочкам разложить". Всего несколько месяцев понадобилось Н.И. Буянову, чтобы доверить Ольге Васильевне быть во главе социального отделения с. Шигоны, одного из самых крупных.
Лёгкой работы в этой службе не было никогда. Организация надомного обслуживания для людей пожилого возраста – это не только распределение обязанностей, подбор кадров, подопечных, это, в первую очередь, индивидуальная работа с каждым из бабушек и дедушек. От того, как построен диалог службы и подопечного, зависит, как будет строиться работа. Заведующие отделениями делали всё, чтобы соцработницы руководствовались именно этим. Из своих "надомников" Ольга Васильевна вспоминает П.А. Сопову, А.А. Орлову, которые преподали ей хорошие уроки как представителю этой сферы услуг: подопечные должны видеть в соцработнике самого приятного гостя. И соцработник должен чувствовать, что он идёт к своему подопечному больше по велению души, чем по служебным обязанностям.
Этому учил соцработников другой руководитель службы В.Г. Литвинович. Если возникало непонимание с подопечным, Валерий Генрихович вместе с заведующей отделением, соцработником шёл в гости к этому человеку. И вот здесь в задушевной беседе находился именно тот способ решения вопроса, который удовлетворял бы подопечного.
По-разному приходилось работать с людьми. По одну сторону были сотрудники со своими прямыми обязанностями, по другую – подопечные в большинстве своём с правами. Но за всё время работы руководители никогда не позволили своим коллегам усомниться в их необходимости находиться в этой службе, а бабушкам и дедушкам – в профессионализме своих подопечных. Именно такие первопроходцы социальной службы, как О.В. Лазарева, и создавали её имидж, её востребованность среди населения.
Неоспорим авторитет Ольги Васильевны среди сотрудников учреждения, которые ценят её за личные и деловые качества. За 27 лет работы в этой службе она ни разу не пожалела о том, что педагогику применила не в школе, а среди взрослых, помогающих в преодолении трудной жизненной ситуации одиноким и нуждающимся в этой помощи людям. Сколько их было за эти годы…
Только сегодня её соцработницы, а их 20 человек, со многими из которых она трудится почти с первых дней, обслуживают в трёх населённых пунктах 185 клиентов надомного обслуживания. Это они в отчётах так называются. А для соцслужбы за каждой цифрой – или тётя Валя, ветеран труда, доблестная колхозница из с. Кузькино, или Мария Лазаревна, которая и похвалит, и поспорит, и подскажет. Родные они. И все одинаковые в том, что живут надеждой, что нет впереди у них одиночества, потому что "социалки", как ласково называют эту службу, не допустят, чтобы кто-то на участке был обделён вниманием и заботой.
Понимание важности своей работы есть и у близких Ольги Васильевны, где всё надёжно укреплено за 37 лет семейной жизни. Уже строят планы на будущее её внуки Марина и Артём, советуясь с любимой бабушкой о том, кем же лучше стать, чтобы справляться с работой, как она. Они хоть и маленькие, но видят, что только с хорошим настроем собирается бабушка на работу. И пусть там наверху как бы ни преобразовывали эту службу, какие бы нововведения ни были, здесь на местах, благодаря таким как О.В. Лазарева, их подопечные всегда будут под надежным крылом.
…Год 2019. В Правительстве Самарской области недавно самые лучшие работники социальной службы были отмечены Благодарностью Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Среди них и заведующая отделением отдела по социальным вопросам муниципального района Шигонский АНО "ЦСОН Сызранский" Ольга Васильевна Лазарева – профессионал своего дела, труд которой заслуженно отмечен на самом высоком уровне.
О. Семёнова. Фото А. Большедворова.